Политика Политика

Европа обяжет Литву покаяться за тюрьмы ЦРУ?

В Европейском суде по правам человека началось слушание против Литвы в связи с её участием в программе секретных тюрем ЦРУ. Данный процесс стал кульминацией многолетних усилий ряда международных правозащитных организаций по противодействию попыткам литовских властей спустить расследование на тормозах.

Сигналом к началу процесса стало принятие Европарламентом в июне резолюции по осуждению Литвы и её органов власти «за отсутствие прогресса в расследовании темы секретных тюрем ЦРУ». Таким образом, законодательный орган Европейского союза подвёл черту под семилетними увещеваниями и уговорами литовских властей провести «всестороннее и объективное расследование».

На днях ЕСПЧ приступил к слушанию дела Абу Зубайды против Литвы. По данным Международного центра по юридической защите прав человека Interights, представляющего интересы палестинца, находящегося в настоящий момент в тюрьме на американской военной базе в Гуантанамо, обвиняемый США в международном терроризме в 2005–2006 г. содержался в Литве на одном из секретных объектов ЦРУ. 

Сам иск в ЕСПЧ был инициирован в 2011 г. после безуспешных многолетних усилий сдвинуть дело в Литве с мёртвой точки.

Представители международных правозащитных организаций Amnesty International и Reprieve, принимавших на протяжении последних лет самое активное участие в расследовании в отношении Литвы, высоко оценивают вероятность положительного исхода дела в связи с «солидной доказательной базой, а также ранее созданным прецедентом». Предыдущий судебный процесс ЕСПЧ в 2012 г. против другой европейской страны – участницы программы секретных тюрем ЦРУ, Македонии, закончился победой правозащитников. Европейский суд обязал власти Македонии выплатить компенсацию немцу ливанского происхождения Халеду аль-Масри за то, что он был выдан ими ЦРУ. Вердикт суда был однозначен: Македония и её власти несут ответственность за пытки «подозреваемого США в международном терроризме» на своей территории, а также за внесудебную передачу его другой стране. Размер компенсации составил 60 тыс. евро.

Халед аль-Масри был задержан македонскими спецслужбами в 2003 г. в Скопье, где после 23-дневного незаконного заключения в гостиничном номере и бесчисленных допросов был передан американским спецслужбам. Причём, по словам пострадавшего, пытать его начали уже в самом аэропорту, не дожидаясь вылета. 

Затем «подозреваемый» провёл год в американской военной тюрьме в Баграме, где он в полной мере ощутил на себе в действии пресловутую продвинутую программу ЦРУ по осуществлению интенсивных допросов: от лишения сна до симуляции утопления водой.

Спустя год пыток американские власти отпустили аль-Масри в связи с тем, что он оказался не тем представителем «Аль-Каиды» (террористическая организация «Аль-Каида», запрещена в РФ), которого разыскивали спецслужбы. Благодаря усилиям международных правозащитных организаций, в Германии было инициировано расследование в связи с его похищением и пытками. В 2007 г. мюнхенская прокуратура выдала ордеры на арест нескольких сотрудников ЦРУ, подозреваемых в причастности к похищению аль-Масри из Македонии. Специально созданная комиссия Бундестага по итогам собственного расследования озвучила в 2009 г. выводы, подтверждающие обвинения аль-Масри в адрес американских спецслужб. Итогом международной правозащитной деятельности и немецкого парламентского расследования стали публичные извинения бывшего главы ЦРУ Джорджа Тенета за ошибку, в результате которой был задержан «тёзка человека, которого американские спецслужбы разыскивали по подозрению в причастности к терактам 11 сентября 2001 г.». В то же время ЦРУ отказалось признать факт пыток.

Что касается аргументации высокопоставленного американского чиновника относительно мотивов задержания, то она выглядит довольно странной. 

Учитывая уровень глобальной электронной слежки (спутники, беспилотники, цифровые камеры и т. д.) и разветвлённый агентурный аппарат, трудно представить, чтобы ЦРУ не знало в лицо одного «из самых разыскиваемых террористов». 

Дело Абу Зубайды очень похоже на то, что произошло с аль-Масри. Палестинец по запросу американцев также был задержан спецслужбами третьей страны (Пакистан) и передан сотрудникам ЦРУ, переместившим его на секретный объект в Литву.

Сегодня в самой Литве предпочитают вскользь освещать данную тему, пытаясь придать ей второстепенный характер в связи с «подозрениями и догадками международных правозащитных организаций о якобы действовавшей 10 лет назад на территории Литвы секретной тюрьмы ЦРУ». Мотив – очевиден. Властям в свете предстоящих сентябрьских парламентских выборов широкое освещение скандальной темы не нужно. В случае признания ЕСПЧ вины Литвы в нарушении прав человека неизбежно встанет вопрос, кто виноват в том, что последние семь лет расследование буксовало? Кто в тот период находился во главе государства и определял его внешнюю политику, кто её реализовывал? 

Ответ – президент Д. Грибаускайте и поддерживающие её консерваторы.

С лёгкой руки литовской прессы итоги парламентского расследования, подтвердившего наличие секретных объектов ЦРУ на территории Литвы, сегодня называются «подозрениями и догадками». Напомним, парламентская Комиссия по национальной безопасности и обороне в 2009 г. провела расследование, в рамках которого было допрошено более пятидесяти человек, включая бывших высокопоставленных руководителей. В результате расследования был установлен факт обращения ЦРУ к Департаменту государственной безопасности Литвы с целью оказания помощи в «оборудовании мест в Литве для содержания заключённых».

В отчёте упоминались два выделенных для содержания заключённых объекта (небольшое здание в Вильнюсе и бывшая школа конного спорта в 20 км от столицы), пять авиарейсов ЦРУ, приземлявшихся в аэропорту Литвы (в период с 2003 г. по 2005 г.), а также транзитное использование ЦРУ воздушного пространства страны. Сейм одобрил заключение Комиссии, чьи выводы также были подкреплены отчётом экспертов ООН с дополнительными доказательствами (данными по рейсам ЦРУ), свидетельствующими о том, что Литва «была интегрирована в 2004 г. в глобальную программу секретных тюрем». Со своей стороны, Международная правозащитная организация Amnesty International и Международная юридическая правозащитная организация Reprieve предоставили главе государства и генеральному прокурору дополнительную информацию, свидетельствующую о том, что ЦРУ в 2005 г. перевозило в Литву важного заключенного Абу Зубайду. В довершение ко всему в прошлом году американская сенатская Комиссия по разведывательной деятельности опубликовала доклад о глобальной секретной программе ЦРУ по осуществлению пыток подозреваемых в причастности к терактам 11 сентября, в котором фигурировала и Литва.

Несмотря на всю совокупность доказательств, президент страны продолжала заявлять о том, что Литва «сделала всё, что от неё зависит», а Генпрокуратура (глава которой назначается президентом) – о нецелесообразности возобновлять расследование в связи с «недостаточностью доказательств, а также защитой государственной тайны». 

Дальше были многочисленные призывы, заявления и резолюции надзорных европейских структур за соблюдением прав человека.

Сегодня для Литвы наступает момент истины. В случае обвинительного вердикта ей придётся сделать ровно то, о чём декларативно заявляла глава государства в 2009 г.: «Если эти утверждения соответствуют действительности, Литва должна провести соответствующую работу, взять на себя ответственность, принести извинения и не допустить в будущем повторения такой ситуации». Вместе с тем г-же Грибаускайте придётся ответить и на вопрос, почему всё это время Литва упорно игнорировала требования европейских институтов власти, спуская расследование на тормозах?

На днях в прессе появилась информация о том, что прокуратура Литвы осуществляет предварительное расследование в отношении полученной информации о том, что в литовской секретной тюрьме ЦРУ мог находиться ещё один заключённый – гражданин Саудовской Аравии Мустафа аль-Хавсави. Ещё одна судебная перспектива?