Польша собралась «оседлать» дискуссию о том, как жить дальше после британского референдума.
С зимы текущего года отношения Польши внутри Евросоюза развивались под знаком открытого конфликта с Брюсселем. Институты ЕС обеспокоились тем, что политика правящей в стране партии «Право и справедливость» («ПиС») нарушает принцип верховенства права. Еврокомиссия грозно поместила Польшу «под наблюдение» на предмет соответствия высоким евростандартам, Европарламент принял ряд антипольских резолюций. Противостояние то затихало, то вспыхивало вновь. Карты окончательно спутал британский референдум – Brexit буквально взорвал европейскую повестку дня, заслонив собой прочие вопросы. Любой кризис, как известно, порождает не только трудности, но и возможности. Пока на фоне переполоха, вызванного грядущим выходом Британии из ЕС, внимание ко внутренним делам в Польше в информационном пространстве отошло на второй план, у Варшавы появился хороший шанс сыграть на опережение и внести позитивный вклад в общеевропейский дискурс вместо негатива, накопившегося во время споров с ЕК. Ведь как можно всерьёз придираться к «каким-то» законам о судьях Конституционного суда в одной из стран – членов ЕС, когда над судьбой самого Союза сгустились тучи? Тем более, аналогичным референдумом уже пугает Чехия, в Австрии весьма некстати аннулировали результаты президентских выборов, на которых в прошлый раз едва не победил кандидат от антиевропейски настроенной Партии свободы...
В гнетущей атмосфере многие политики до сих пор пребывают в прострации от британского сюрприза, в то время как «ПиС» быстро нашли ответы на классические вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?».
Козлы отпущения
Brexit разочаровал каждую столицу ЕС, но по-разному. Французский президент Франсуа Олланд, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, глава ЕК Жан-Клод Юнкер, глава Евросовета Дональд Туск попросили британцев «с вещами на выход» –покинуть ряды Евросоюза как можно быстрее. Оставшимся советовали не паниковать и начать интегрироваться с новыми силами. Совершенно иначе среагировали
Виноватыми в выпадении Британии из семьи в «ПиС» считают не самих британских консерваторов, отличившихся непоследовательностью (сначала затеяли референдум, дабы пошантажировать ЕС, пугали выходом, затем стали дружно агитировать сограждан за то, чтобы остаться), а брюссельскую бюрократию, не оправдавшую народные чаяния.
Это логично, учитывая, что, несмотря на некоторые тактические различия, флиртующая с евроскептиками на родине партия Дэвида Кэмерона фактически работала над «новой Европой» бок о бок с польскими евроскептиками – или еврореалистами, по выражению президента Анджея Дуды, – из партии Ярослава Качиньского. Недаром британцы дистанцировались от конфликта Варшавы с ЕК; в Европарламенте они успешно прикрывали поляков от нападок либералов и леваков. Поэтому главными козлами отпущения стали Туск и Юнкер. «ПиС» фактически предложили обоим сделать политическое сэппуку. Качиньский сказал, что Туск сыграл в истории с Британией «особо мрачную роль», припомнив ему февральские переговоры по модели взаимоотношений Лондон – ЕС. Ващиковский откровенно назвал Туска политиком «второго или третьего ряда», а не лидером, который способен сплотить Союз. Премьер Беата Шидло вовсе намекнула
Европа наций?
Как бы то ни было, по сути Brexit наглядно подтверждает риторику «ПиС»: европейские институты в нынешней форме глубоко устарели; чиновники ЕС окончательно оторвались от реальности, отчуждая себя от желаний граждан отдельно взятых стран; брюссельский диктат не доведёт до добра, пренебрежение национальным суверенитетом приведёт к эрозии и деградации всего Союза. Поэтому партия «Право и справедливость» намерена возглавить процесс реформирования Евросоюза. В противном случае, предупреждают в «ПиС», Евросоюз может окончательно развалиться. Амбициозную задачу Ярослав Качиньский сформулировал незадолго до съезда партии, где его переизбрали лидером:
«Польша должна выйти с инициативой и представить новый план перемен. Необходимо честно себе признаться, что видение ЕС, основанное на Лиссабонском договоре, потерпело поражение».
Лиссабонский договор 2007 года, заменивший собою провалившийся проект Конституции ЕС, обычно противопоставляется популярной среди правых концепции Европы наций, или Европы народов. Именно её возродить предлагает Качиньский, перестроив Евросоюз по подобию конфедерации наций с упором на суверенитет и принцип субсидиарности, то есть наделение государств правом самостоятельно решать местные вопросы. Добиться этого «ПиС» собираются путём заключения нового базового договора между странами Евросоюза, который перераспределит полномочия внутри ЕС в пользу его членов. Таким образом, ЕС превратится в «Европу национальных государств» в противовес безликим брюссельским элитам.
Кроме того, Польша намерена урезать регулятивные функции ЕС, чтобы никто не страдал от «произвольных решений» Брюсселя, и усилить равноправие членов, чтобы одни государства не могли помыкать другими. В отличие от новой ступени интеграции, к которой теперь призывает Юнкер, «ПиС» настаивают на реинтеграции, то есть сближении на новых условиях, через пересмотр существующих договорённостей. Впрочем, есть столпы Евросоюза, которые Польша, напротив, готова яростно защищать. Прежде всего это принципы, от которых Варшава получает непосредственную выгоду. «Польша никогда не предложит внести изменения в соглашения, касающиеся четырёх свобод, – пояснил замминистра иностранных дел Конрад Шиманьский. – Речь идёт о свободе перемещения товаров, услуг, капитала и граждан. Это работает в ЕС без проблем и приносит гражданам и фирмам пользу».
Ресурс рейтинга
Перспектива выхода Британии резко актуализировала запрос на новую базовую модель взаимотношений внутри ЕС. Можно ожидать, что, пользуясь возникшей от беспрецедентных итогов референдума неопределённостью, Польша приложит максимум усилий для того, чтобы продвинуть собственную модель, которая соответствует политическим идеалам «ПиС». Первый шаг в сторону Европы наций был уже сделан на том же злополучном заседании Евросовета 18–19 февраля, на котором Британия выторговывала себе особые условия пребывания в ЕС, в частности касательно права лишать социальных льгот мигрантов из других стран-членов.
По иронии, именно жёсткая позиция Варшавы в том числе вынудила стороны прийти к компромиссу, что впоследствии подкосило позиции Кэмерона на родине.
Но зато тогда удалось договориться, что отныне национальные парламенты смогут протестовать против директив ЕС, и их протест будет обязателен к рассмотрению. Это движение по укреплению принципа субсидиарности, за который ратуют «ПиС». Сложно представить, как будет выглядеть обсуждение инициатив «ПиС» о новом договоре ЕС, тем более что, судя по всему, оно будет идти параллельно с непростыми переговорами о параметрах выхода Британии из Союза. Но у Варшавы есть свой ресурс – высокая поддержка членства страны в ЕС (по последним опросам, свыше 80%) и проевропейские настроения большинства поляков. После Brexit данный ресурс стал особенно ценным, о чём «ПиС» не забывают напоминать при каждом удобном случае.