Украина предложила Западу новый формат переговоров по Донбассу — в обход России и минского процесса. Такой заход был предсказуем, потому что за время президентства Владимира Зеленского подвижек в урегулировании конфликта в Донбассе не произошло. Киев категорически отвергает возможность внесения особого статуса Донецкой и Луганской Народных республик в Конституцию и из всех пунктов Минских соглашений интересуется единственным — получением контроля над границей с Россией. Аналитический портал RuBaltic.Ru вместе с украинскими экспертами разобрался, какова реальная цель Украины — оставить все как есть или отгородиться от мятежного региона.
После очередной рабочей встречи в Минске в рамках трехсторонней контактной группы (ТКГ) на официальном сайте украинского президента было опубликовано: «Украинская сторона в очередной раз категорически отвергла возможность закрепления особого статуса ОРДЛО в Конституции Украины».
Во время переговоров украинская сторона предложила создать рабочую группу для выработки механизма восстановления Украиной контроля над государственной границей. В Минских соглашениях есть пункт о возвращении Украине контроля над границей с Россией. Но предварительно в самопровозглашенных республиках должны пройти выборы, для чего необходимо закрепить в Конституции особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
Как неоднократно заявлял сначала Петр Порошенко, а сейчас и Владимир Зеленский, Киев на такие шаги пойти не может, поэтому и требует перейти сразу к пункту о контроле над госграницей.
«Я лично уверен, что за мою каденцию мы закончим эту войну. Но если минский процесс не будет работать, то мы будем менять тактику. Мы к этому готовы», — заявил украинский президент.
«Для России как одной из стран — гарантов Минских договоренностей важно, чтобы была выполнена последовательность действий, зафиксированная в этом документе. Пока значительных успехов на этом поприще достигнуто не было. Украинский лидер может выполнить свое обещание и завершить конфликт до окончания своего президентского срока. Для этого достаточно выполнить последовательность шагов минского Комплекса мер», — отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Напомним, что Минские соглашения были выработаны и подписаны в феврале 2015 года на встрече глав Германии, Франции, России и Украины. Документ «Минск-2» был подписан также представителями самопровозглашенных республик Донбасса. Но с тех пор практически ни один пункт договоренностей полностью выполнен не был, лишь произошло несколько обменов удерживаемыми лицами и были отведены вооруженные силы в трех населенных пунктах.
Тогда как неоднократно заключаемые перемирия регулярно нарушаются и продолжаются обстрелы.
Украинская власть тянет время в надежде на то, что со временем конфликт сам собой «рассосется» из-за каких-то перемен в России или Донбассе, как в старом анекдоте про Ходжу Насреддина и осла.
Замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий Песецкий напомнил, что заключение Минских соглашений в свое время сыграло роль спасательного круга для Вооруженных сил Украины (ВСУ), которым грозил полный и унизительный разгром в Донбассе. Далее эти соглашения, пояснил эксперт, исчерпали всяческую полезность для Киева, и даже больше — стали обузой. Поэтому выполнять их Киев не станет.
«Не стоит испытывать никаких иллюзий, нужно просто признать этот факт и выйти из них. Пока же игра идет вокруг выдумывания новых условий, интерпретаций пунктов этих соглашений для имитации бурной деятельности.
Киев никогда не пойдет на включение Донбасса обратно в Украину. Причина проста: вооруженные формирования ЛДНР могут стать основой для запуска процесса реальной суверенизации регионов на Украине.
Причем произойдет это с применением опытной вооруженной силы. Страна сегодня в расколе, и
Я полагаю, что в Киеве эту угрозу осознают и поэтому не станут рисковать. Из-за этой угрозы они и видят единственный сценарий захода в Донбасс через передачу контроля над границей, что приведет к фактическому созданию котла для вооруженных сил ЛДНР с последующей их "зачисткой".
Кто же на это согласится в Донецке или Луганске? Так что реального будущего у Минских соглашений нет», — резюмировал Песецкий.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЕВ заявил, что по прошествии первого года президентства Зеленского в вопросе урегулирования конфликта в Донбассе наблюдается полная неопределенность.
«Шаги, сделанные осенью 2019 года (согласие на "Формулу Штайнмайера", обмены удерживаемыми лицами, демонстрация готовности к компромиссу и выполнению минского Комплекса мер) вселяли надежду на то, что мирным урегулированием Офис президента занялся всерьез.
Однако спустя полгода стало понятно, что всякие подвижки на этом пути застопорились. Возможно, в этом виновато отсутствие санкции на урегулирование конфликта со стороны США.
Новым американским послом в Киеве станет 100%-й "ястреб" генерал [-лейтенант в отставке Кейт] Дейтон, поэтому стоит ожидать, что Штаты будут требовать от Украины бескомпромиссности, используя ее как средство сдерживания России.
Другая вероятная причина схождения миротворческого запала Зеленского на нет — сопротивление олигархических групп, зарабатывающих на войне.
Я не думаю, что в ближайшие год-два конфликт в Донбассе будет урегулирован. В данный момент даже разведение войск по всей линии соприкосновения и всеобщее прекращение огня представляются трудно достижимой целью», — отметил Богатырев.
Публицист Елена Маркосян на своей странице в Facebook призвала Зеленского официально и публично отказаться от выполнения первого пункта своей предвыборной программы об установлении мира, так как Украина в очередной раз отказалась исполнять Минские соглашения.
«А еще признать, что теперь у РФ и европейских стран — гарантов Минских договоренностей есть все основания не только для принятия санкций в отношении Украины, но и для признания того, что Украина добровольно и окончательно отказывается от Донбасса. За этим может последовать признание республик Москвой и включение их в состав РФ. И не только неконтролируемых Киевом территорий, а и в границах Луганской и Донецкой областей. Если Офис президента этого не понимает, это уже его ответственность, потому что не понимать столь очевидных вещей невозможно», — заключила Маркосян.