Интерес к Форуму свободной России в Литве воскресят по «методу Бабченко»?
Александр Носович
Инсценировка убийства журналиста Аркадия Бабченко не только раскрыла технологию спецопераций против России, но и показала, как можно возродить интерес к надоевшему антироссийскому проекту: конкретному деятелю, организации или мероприятию. Нужно организовать преступление, увидеть в нем «русский след» и устроить групповую истерику о кровавой «руке Кремля». Следующими под операцию воскрешения из информационного небытия могут попасть всеми забытые российские оппозиционеры-политэмигранты в странах Прибалтики и их организационные структуры, — например, Форум свободной России в Литве.
Реакция на «убийство» Аркадия Бабченко — образцовый пример так называемого эффекта толпы, достойный увековечивания в учебниках. В социальной психологии толпа — это массовое сборище людей, одержимых общей эмоцией, в котором люди перестают быть критически мыслящими разумными существами.
XXI век показал, что толпа может быть виртуальной. Физически люди за компьютерами могут находиться за тысячи километров друг от друга, но общая эмоция, распространяемая по социальным сетям, всё равно отключает им мозг и соединяет их в единое целое.
И точно так же, как в физической реальности, в виртуальном мире беснующиеся толпы могут возникать стихийно, а могут грамотно создаваться организаторами.
Массовая истерия по поводу «убийства» Аркадия Бабченко была организована по всем правилам: гнев и ужас толпы искусственно подогревали, способность ее элементов разумно мыслить сознательно отключали.
Лидеры мнений предупреждали свою либеральную «паству», что сейчас непременно появятся те, кто начнет доказывать, что России за полмесяца до чемпионата мира это убийство невыгодно. Не думать об этом, не пускать в свою душу беса сомнения! Тот, кто отказывается делать вывод о виновности Кремля априори, — предатель общего дела. Тот, кто предлагает не пороть горячку, подождать фактов и какой-либо информации, — «путинский тролль»!
Неудивительно, что новость о «воскрешении» «невинно убиенного» привела в ярость не противников (те в основном заходились от хохота), а сторонников Бабченко и украинских властей. Ведь всё уже было подготовлено по высшему разряду. Виртуальная толпа «накручена» до степени экзальтации. Реклама гневных публикаций «Радио “Свобода”» в социальных сетях — оплачена. Ноты протеста российскому МИД в десятке европейских столиц — написаны.
Если бы не «вторая часть марлезонского балета» от Службы безопасности Украины, которая превратила трагедию в фарс, события развивались бы по накатанной.
Российская радикальная оппозиция, после президентских выборов живущая осознанием своего абсолютного политического провала, получила бы инъекцию адреналина и зашевелилась. «Новопреставленный» Бабченко был бы превращен для нее в такой же объект религиозного культа, как Борис Немцов.
В десятках городов прошли бы акции памяти и протеста у российских диппредставительств. В некоторых и прошли: бюджеты-то уже потрачены, не отменять же мероприятие, раз он, видите ли, воскрес.
Руководство Украины предложило бы Америке и Евросоюзу составить «список Бабченко» и усилить антироссийские санкции. Эту инициативу тут же поддержала бы Литва, которая, пользуясь таким роскошным поводом, повторила бы свой призыв бойкотировать чемпионат мира в России.
Страны НАТО на ближайшем саммите сошлись бы на том, что убийство оппозиционного Кремлю журналиста в центре соседней страны — более чем уважительная причина для усиления военного присутствия Североатлантического альянса в странах Прибалтики.
Спецоперация с Бабченко обнажила технологию провокаций против России и одновременно доказала эффективность технологии активизации антироссийских настроений путем создания «сакральных жертв».
Если бы Бабченко в самом деле убили, то попытки изучить пружины и шестеренки этой истории захлебнулись бы в потоке массовой истерии. Но украинские спецслужбы устроили «сеанс черной магии с последующим разоблачением», и именно это разоблачение позволило увидеть схему во всей ее четкости. Более того, первый день кампании, когда еще не было объявлено о мистификации, показал, что схема работает.
Так что теперь понятно, как давать «второе дыхание» антироссийским проектам и вдыхать жизнь в политические кампании против России. Надо организовывать преступления против российских оппозиционеров / политэмигрантов и винить в них Москву.
Непаханое поле для воплощения в жизнь таких методов — это Прибалтика, которую в последнее время наводнили сотни «городских сумасшедших», ищущих политическое убежище и гранты на борьбу с путинским «кровавым режимом».
Главная проблема этих «борцунов» в том, что, сколько бы они ни проявляли активность, их имена всё равно погружаются в болото забвения. На них перестают обращать внимание даже собственные сторонники. Ладно бы «путинское большинство» (давно смирились, прокляли и назвали «быдлом») или тот самый «кровавый режим», которому они бросают вызов (обидно, но не смертельно), но когда единомышленники начинают забывать, кто все эти люди, — это уже чересчур.
Эта печальная тенденция относится не только к отдельным людям, но и к проектам, которые они затевают, и к организациям, в которые их пытаются объединить.
Ярчайший пример — Форум свободной России в Литве.
Раз за разом интерес к проекту уменьшался, пока последний по счету слет «лучших людей России» в Вильнюсе не постиг полный провал. Оппоненты еще что-то писали, а вот среди сторонников внутри России внимания на их посиделки не обратил никто. Не говорили, не писали, не обсуждали, не спорили, не делились информацией. Про Форум свободной России элементарно забыли.
А ведь сколько сил и средств было вложено в этот проект! Каков был замах: сделать из Вильнюса мозговой центр российской оппозиции. Содействие литовских властей на высшем политическом уровне, информационное освещение крупнейшими СМИ, американское финансирование — всё псу под хвост.
Самый простой и дешевый способ вдохнуть в проект в новую жизнь — устроить спецоперацию имени постоянного участника Форумов свободной России Аркадия Бабченко, только, конечно, без последующего опровержения.
Поэтому не будет ничего удивительного, если на следующем Форуме свободной России гостиницу, в которой он будет проходить, подожгут, конференц-зал заминируют, а какой-нибудь постоянный участник мероприятия, славящийся филиппиками в адрес Путина, умрет в центре Вильнюса от отравления цеппелинами.
Таким способом будут решены сразу несколько тактических задач.
Во-первых, Форум свободной России громко напомнит о себе и даже обретет среди аудитории «Новой газеты» и «Эха Москвы» статус культового мероприятия, на котором «гэбня» пролила невинную кровь диссидента.
Во-вторых, оппозиционный электорат в России будет выведен из апатии и мобилизован для акций протеста.
В-третьих, у американских «ястребов» появится новое основание требовать усиления давления на Россию.
В-четвертых, литовское руководство сможет заявить своим западным союзникам, что не напрасно оно все эти годы кричало о «гибридной войне», которую ведет Кремль против маленькой, но гордой Литвы. Вот оно — зримое доказательство российской агрессии, теракт в центре Вильнюса, политическое убийство! Как после этого не обращать внимания на Литву, не прислушиваться к заявлениям ее лидеров, не выделять больше средств на ее защиту?!
Все профессиональные борцы с Кремлем так или иначе оказываются в выигрыше. Кроме того несчастного активиста / блогера / публициста, жизнь которого решат положить на алтарь «сдерживания России».
Потому что история с Бабченко показала: технология создания великомучеников борьбы с «путинской Россией» работает, только когда их приносят в жертву по-настоящему.