Кривцова: «Согласию» нужны более чёткие взгляды, мы слишком умеренные
Александра Рыбакова
На выборах в Европарламент одна из ведущих политических сил Латвии, партия «Согласие», получила лишь 13%. О том, почему так произошло, что планируется предпринять для улучшения рейтингов партии перед грядущими осенними выборами в парламент и почему латвийским избирателям неинтересны выборы в Европарламент, портал RuBaltic.Ru побеседовал с членом партии «Согласие» Елизаветой КРИВЦОВОЙ:
- Госпожа Кривцова, каких результатов выборов в Европарламент ожидала партия «Согласие»?
- Мы рассчитывали получить два, в лучшем случае – три места. Результат нас достаточно разочаровал.
- Какие наиважнейшие цели и задачи стоят на сегодняшний день перед партией «Согласие»?
- Сейчас мы начинаем подготовку к парламентским выборам в октябре. В ближайшее время будем определять нашу стратегию и тактику. Наша историческая миссия – попасть в правительство.
- Латвийские политологи, перечисляя причины неудачи на выборах, называют отсутствие чёткой позиции партии по событиям в мире и тот факт, что у этой политической силы нет сегодня лидера в масштабах страны. Как бы Вы могли прокомментировать такое мнение?
- Что касается единого лидера, это будет кандидат на пост премьера страны. Партия выдвинет кандидатуру в ближайшее время. Сегодня есть много ярких фигур, которые готовы присоединиться к «Соглаcию». С каждыми выборами мы привлекаем всё больше значимых общественных лиц, поэтому с высказыванием об одном лидере я не соглашусь. А что касается позиции партии по ситуации вне страны – так и есть. Те же события в Украине – следовало бы занять более чёткую позицию и высказывать своё мнение.
- Какие действия, на Ваш взгляд, помогут повысить рейтинги после прошедших выборов?
- В случае выборов в Европарламент всё решила, скорее, явка. Дело не в том, что избиратели от нас отвернулись, а в том, что многие просто не пришли. С выборами в Сейм ситуация иная, людям понятнее, что он делает и как влияет на их жизнь.
А в целом нашей партии нужно укреплять позиции, ясно высказываться как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим вопросам. В последнее время мы стали слишком умеренны.
Выборы в ЕП показали, что те, у кого есть чёткая позиция, могут мобилизовать избирателей прийти на избирательные участки и получают большую поддержку.
В обществе вообще сейчас чувствуется усталость от политики, от отсутствия желаемых результатов. Поэтому партия должна давать ясные ответы на вопросы современности. Это - события, связанные с Украиной, вопросы дальнейшего развития ЕС, проблемы образования в Латвии.
- Одной из важных причин падения рейтингов партии «Согласие» называют её полный отказ даже от декларирования решения русского вопроса в стране. Не планируется после майских неудач провести корректировку политики в этой сфере?
- На данный момент у нас идут внутрипартийные обсуждения. Мы стараемся мыслить многонационально, у нас есть представители как русских, так и латышей. И понятно, что мы не можем быть столь категоричны по многим вопросам, как партии, занимающиеся лишь русским вопросом.
Однако нам не стоит отмалчиваться. Надо не влиять на ситуацию репрессивными методами вроде запретов и штрафов, а проводить дружественную языковую политику.
- Отдельная проблема, которая проявилась на выборах в ЕП: избиратель «Согласия», как Вы уже отметили, просто проигнорировал выборы. Что необходимо сделать партии, чтобы мобилизовать уже имеющихся сторонников и привести их на избирательные участки?
- Надо донести понимание, что это необходимо как стране, так и Европе. Хотя выборы в ЕП традиционно собирают не так много людей во всех европейских странах. Связано это, скорее всего, с недостаточным количеством полномочий ЕП. Ведь это – не классический парламент, а консультативный орган, который даёт одно из трёх необходимых Евросоюзу согласий.
Надо в избирательной кампании рекламировать выборы как таковые и цели, которых мы желаем там достичь.
- По мнению господина Урбановича, на выборах в октябре к власти могут прорваться «радикальные русские партии». Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Может ли это навредить «Согласию»?
- Считаю, что такая ситуация возможна, ведь русский вопрос до сих пор не решён. Многие обеспокоены вопросами внутренней безопасности страны.
Правительство провоцирует протесты внутри страны. Речь идет и о Преамбуле к Конституции, и о криминализации взглядов на историю, и о предложениях, касающихся русскоязычного образования. Всё это вызывает недовольство. Поэтому закономерно, что такие партии могут и будут появляться.
Задача «Согласия» - давать внятные ответы на вопросы русскоязычного населения и предлагать перспективы их решения. Наш путь – войти в правительство и убедить избирателей, что о проблемах мы не забудем. Возможно, получится предотвратить радикализацию общества.
С другой стороны, мы не полностью контролируем ситуацию. И если наши партнёры из латышских партий сочтут, что не нужно поднимать те или иные проблемы, не будут идти на компромиссы и прислушиваться к мнениям, в том числе и нашему, и впредь, то вероятность возрастания нестабильности внутри государства очень даже велика.
- Немалый процент избирателей составляют именно русскоязычные жители страны. Спектр партий, за которые они могут отдать свои голоса, довольно широк – «Альтернатива», «Русский союз Латвии», «Заря». Может быть, проблема рейтингов «Согласия» как раз в раздробленности электорального поля на этом фланге? Что можно сделать для исправления положения?
- Нельзя сказать, что выбор прямо очень широк. Конечно, мы бы хотели, чтобы партии с социал-демократической основой или партии, поддерживающие национальные меньшинства, работали всегда вместе. Это, несомненно, сделало бы нас более сильными, а политический процесс – вменяемым.
Соглашусь, большое количество похожих партий снижает качество политического процесса, появляются псевдовыборы.
Однако у нас постепенно просматривается разнообразие. Есть общенациональные партии, а есть только за русских или латышей.