На территории Украины 3 марта выявлен первый случай заболевания коронавирусом
Когда 45 украинцев и 27 иностранцев, эвакуированных из эпицентра вспышки коронавирусной инфекции Уханя, привезли в санаторий в Новых Санжарах Полтавской области, местные жители (как потом оказалось, также и приезжие провокаторы) перекрыли проезд, не желая их пропускать. А когда протестующих силой разогнали, они стали забрасывать автобусы камнями и бутылками, угрожали поджечь медицинский центр вместе с теми, кто находился внутри. А ведь это были здоровые люди, которых разместили там на профилактический карантин.
При этом протесты проходили не только в Новых Санжарах, но и в тех городах и медучреждениях, где предполагалось размещение эвакуированных.
В селе Коноптовка Тернопольской области жители на въезде вырыли рвы и соорудили баррикады из бетонных блоков и традиционных для украинских протестующих автомобильных покрышек. Таким образом было сорвано размещение эвакуированных в местном санатории «Медоборы». А весь медперсонал больницы города Винники Львовской области на радостях хором спел гимн Украины, когда объявили, что карантин пройдет не у них, а на Полтавщине.
«Мы часто говорим, что Украина — это Европа. В этих эпизодах показалось, что мы Европа времен Средневековья», — печально констатировал президент Владимир Зеленский.
Аналитик Сергей САЛИВОН надеется, что таких страстей, как в Новых Санжарах, уже не будет и по объективным, и по субъективным причинам. Во-первых, гастарбайтеры из Италии будут приезжать на родину не как эвакуированные правительством, а своим ходом. То есть изначально для паникующей публики на них не будет клейма «зараженные». Во-вторых, значительная часть итальянских заробитчан — это выходцы из самых диких и паникующих слоев населения, то есть Западной Украины и отчасти сел Центральной. А своих хочешь не хочешь, а принимать надо.
«Несмотря на все разговоры о единой Украине и напускном патриотизме, именно описанная категория воспринимает в качестве "своих" не всех граждан своего государства, а лишь по родоплеменному признаку. Что же касается способности правительства обуздать эпидемию, то нынешняя власть ни на что не способна. Если, не дай Бог, эпидемия у нас случится, то ей будут эффективно противостоять разве что страны-соседи, наглухо закрыв границы с Украиной», — пессимистично настроен Саливон.
Политтехнолог Василий СТОЯКИН, в свою очередь, иронизирует, что украинская власть способна только температуру мерить.
«А если серьезно, то ресурсов у украинского правительства для пресечения "импорта" коронавируса довольно мало, и страна к эпидемии, безусловно, не готова. Из реальных способов контроля — только предварительный медицинский осмотр. Обеспечить временную изоляцию въезжающих из очагов эпидемии невозможно ни технически, ни политически», — считает эксперт.
Политолог Наталия БЕЛОУС
«А происходит это из-за того, что зачастую государственные деятели лечатся за рубежом и не рассматривают отечественную медицину как элемент национальной безопасности страны. Обычный грипп вызывает шок среди населения, не говоря уже о коронавирусе.
Граждане, находясь в состоянии аффекта, бросаются на автобусы с эвакуированными украинцами вместо того, чтобы помочь им — ведь каждый из нас может в любой момент стать жертвой вируса, и мы обязаны к друг другу относиться с пониманием.
Мы живем во времена турбулентности, когда эпидемии, теракты, кибератаки стали частью современной жизни, и мы должны научиться противодействовать им, а не вести себя, как дикое племя в джунглях», — подчеркивает Белоус.
Экономист Алексей КУЩ предупреждает, что европейский вектор пандемии намного опасней для Украины, чем китайский: в Поднебесной не так много украинцев, и авиасообщение с далеким Китаем можно легко и безболезненно прервать. А вот с Европой в целом и Италией в частности будет сложнее: Украина граничит с Евросоюзом, и миграционные потоки используют все виды транспорта, включая автомобильный. И главное, Украина не имеет права не принимать своих граждан.
«Основные риски можно разбить на две группы: возвращение наших трудовых мигрантов на родину на Пасху и более долгосрочный риск — утрата нашими гражданами зарубежных рабочих мест вследствие сопутствующего экономического кризиса, что несет уже риски социального порядка. В целом, эпидемия и последующий кризис могут застать Украину в разгар "реформ", в том числе и медицинской.
Государство может оказаться неготовым к оказанию массовой медицинской помощи: для преодоления эпидемии необходимо большое количество изолированных мест для госпитализации, аппаратов искусственной вентиляции легких и насыщения крови кислородом.
Причем не только в Киеве, но и по всей территории страны. Ну а пока в киевских аптеках невозможно купить медицинские маски и простейшие противовирусные препараты, и это еще до основной панической волны, что также ярко иллюстрирует "готовность" украинской власти к подобным масштабным вызовам и рискам», — возмущен Кущ.
Экономист Александр ГАВРУТЕНКО показывает, что проблема с распространением коронавируса решается по-разному на общемировом и региональном уровнях. И если миру важно быстрее найти вакцины и эффективные методы лечения, то регионам, отдельным государствам и населенным пунктам нужно предпринять все необходимые действия, чтобы локализовать вспышки заболевания, предотвратить панику, поддержать жизнеобеспечение и прочее. И чем дольше длится эпидемия, тем больше у государств возможностей эффективно организовать эту работу: сформулировать необходимые протоколы, мобилизовать службы, аккумулировать ресурсы.
«И третий уровень — индивидуальный или этический, где каждый отдельный человек должен осознавать свою ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих. Уверен, что чем сложнее будет ситуация, тем более осознанным станет становиться поведение людей, в том числе и в их стремлении покидать зараженные территории.
А в целом в отношении и наших людей, и нашего государства, и всего человечества я настроен достаточно оптимистично, вплоть до того, что считаю: в ближайшие если не недели, то месяцы проблема с коронавирусом будет окончательно решена. И на Пасху люди во всем мире будут возвращаться домой и общаться без каких-либо опасений», — прогнозирует Гаврутенко.