Страны Балтии столкнулись с системным игнорированием своих инициатив в Европейском союзе. Все предложения Прибалтики, начиная от расширения ЕС и поддержки Украины и заканчивая развитием собственных инфраструктурных проектов, противоречат новому европейскому курсу на экономию сил и средств. Прибалтика упорно придумывает, на что бы потратить чужие деньги — управляющие Евросоюзом страны-доноры из Западной Европы столь же упорно дают понять, что они свои деньги тратить не собираются.
Не так давно Литва выразила твердую поддержку дальнейшему расширению ЕС и призвали принять в «европейскую семью» Албанию и Македонию.
«Мы должны учитывать ожидания кандидатов и проделанные дела. Обе страны демонстрируют, что являются надежными партнерами ЕС, последовательно согласовывают свою политику с общей внешней политикой ЕС и политикой безопасности блока, а Албания еще с 2009 года является членом НАТО», — заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс и выразил надежду, что в марте в Брюсселе примут решение начать переговоры о вступлении в ЕС Албании с Северной Македонией.
Безоблачный еврооптимизм Литвы просто феноменален, если учесть, что бодрую готовность к европейской интеграции балканских республик Вильнюс продемонстрировал одновременно со скандалами и истериками из-за того, что Литве урезают европейские дотации в новом семилетнем бюджете ЕС.
Европейский союз из-за выхода Великобритании теряет 75 миллиардов евро, однако прибалтийских политиков это нисколечко не смущает. Они как ни в чем не бывало предлагают сохранять и расширять дотирование своих стран, а еще принять в ЕС совсем уж неприлично нищих Албанию с Македонией, чтобы политика выравнивания уровня развития регионов Евросоюза распространялась еще и на них.
Дай «Новой Европе» волю, она и Украину с Молдавией сей же час примет в Евросоюз, чтобы убожество румын или латышей в «европейской семье» сделалось относительным на фоне украинцев и молдаван. Где взять денег на их интеграцию — вопрос не к Восточной Европе. У нее их все равно нет.
Придумывать, на что тратить чужие деньги, легко и приятно. Но тут финансовые оптимисты с периферии Европы рано или поздно сталкиваются с новой суровой реальностью.
Евросоюз и его крупнейшие страны-члены неизменно отвергают «хотелки» Прибалтики, задвигая любые ее инициативы — как по финансированию других, так и по финансированию себя.
По тем же Албании и Македонии в прошлом году против дальнейшего расширения ЕС выступили Дания, Франция и Нидерланды: страны-доноры, не без оснований заподозрившие, что им это расширение и придется оплачивать.
Эммануэль Макрон тогда высказался о причинах своего нежелания расширять ЕС на Западные Балканы совсем откровенно: «Как я объясню своим согражданам, что представители второй страны, которая больше всего просит политического убежища во Франции, это люди, приезжающие из Албании?»
С Украиной совсем нехорошо получилось. Все проекты той же Литвы по оказанию ей общеевропейской финансовой помощи закончились пшиком. Вспомнить хотя бы «план Маршалла для Украины», предлагавший выделение Киеву в складчину 50 миллиардов евро на проведение европейских реформ. Западные «старшие товарищи» на него просто не обратили внимания, а от инициатора — экс-премьера Литвы Андрюса Кубилюса — отмахнулись как от назойливой мухи.
Самой Украине в ответ на каждую ее демонстрацию еврооптимизма всякий раз отвечают, что вопрос о европейской интеграции Киева не стоит. И никогда не стоял, равно как в отношении других постсоветских республик — участниц программы «Восточного партнерства» ЕС.
Пока Прибалтика отказывается признавать новую реальность, в которой европейцы больше не тратят сотни миллиардов на расширение ЕС и освоение новых восточных территорий, Евросоюз медленно, но верно лишает денег ее саму.
Страны Балтии одна за другой пишут коллективные письма в Брюссель с просьбой обратить внимание на кризисное состояние железной дороги Rail Baltica. Запуск последней и так откладывается год за годом, а без срочных денежных вливаний проект может вовсе закрыться. Чтобы не оконфузиться, «стройке века» нужно выделить дополнительное европейское финансирование.
Однако Евросоюз вместо этого планирует сокращать и тот бюджет, который Rail Baltica уже выделен.
Подобное происходит практически со всеми крупными инфраструктурными проектами, на которые доселе в Прибалтику шли европейские деньги. Выход стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва) под вопросом из-за урезания структурных фондов ЕС. Литовский СПГ-терминал, затевавшийся ради выкачивания еврофондов, не получил ни одного евроцента брюссельских денег.
Самый зловещий сигнал для Вильнюса, Риги и Таллина — при выбивании финансовой помощи из богатеньких западных «буратин» перестает работать тема «русской угрозы», на которой Прибалтика построила свое членство в ЕС и НАТО.
Бюджет программы военной мобильности ЕС, предполагавшей развитие транспортной инфраструктуры для быстрой переброски войск к внешним границам Евросоюза, в несколько приемов был сокращен с 6,5 миллиарда евро до нуля. Конечным бенефициаром и потому главным лоббистом программы были Литва, Латвия и Эстония.
Суть проекта «военного шенгена» состояла в строительстве и ремонте дорог в Прибалтику и в Прибалтике, чтобы в случае нападения России на помощь «прибалтийским сестрам» оперативно приехали танки НАТО.
Опытным путем выяснилось, что даже на такое святое дело, как защита Прибалтики от Путина, ставший прижимистым до скаредности ЕС деньги давать отказывается.
Жадность, похоже, овладела западноевропейскими донорами Евросоюза настолько, что если Путин в самом деле оккупирует Эстонию, Латвию или Литву, то они только рады будут. Это ведь еще большая экономия на дотациях…