Политика Политика

Новая Скандинавия: Эстония догоняет, да Россия догнать мешает

Премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас в очередной раз заявил, что Эстония скоро догонит по уровню жизни скандинавов, пожаловавшись при этом на соседство с Россией. Причина медленного роста благосостояния эстонцев, по мнению Рыйваса, состоит в «агрессивной политике России» в Сирии и на Украине, которая вызывает экономический кризис. Подобная аргументация для эстонского истеблишмента уже много лет как стала обыденной: подлинная национальная идея Эстонии состоит не в том, чтобы догнать Скандинавию, а в том, чтобы свалить на Россию вину за то, что Эстония Скандинавию догнать не может.

Год назад, накануне очередных выборов в Рийгикогу, премьер-министр Таави Рыйвас и правящая Партия реформ презентовали концепцию «Новая Скандинавия». Согласно этой концепции, Эстония должна быть зажиточной, защищённой, открытой всему новому страной с растущим населением, равной по уровню жизни населения и основным социально-экономическим показателям Северным странам.

Спустя год после выборов, выступая с торжественной речью в честь очередного Дня независимости Эстонии, Таави Рыйвас подтвердил, что республика уверенно движется к званию новой Северной страны. Вот-вот догонит Скандинавию. Уже в этом году бы догнала, если бы не одно «но». Это «но» у Эстонии всегда одно.

Россия.

Причиной, по которой Эстония в этом году ещё не дотянет до вхождения в элитный клуб скандинавских Северных стран, эстонский премьер назвал «агрессивную политику России», которая вызывает экономический кризис и не даёт Эстонии развиваться.

«Конечно, для того, чтобы подняться на следующую высоту уровня жизни, нужны мощные усилия и целенаправленная работа. Тем более что Эстония с её маленькой и открытой экономикой в значительной мере зависит от положения дел в мировой экономике, а ситуация в мировой экономике сейчас достаточно плачевна. Рост экономики сменился спадом во многих регионах Европы, в том числе и в прямо влияющей на нас среди наших соседей и партнёров по экспорту Финляндии. Агрессивная политика России привела экономику в свободное падение, в ходе которого покупательская способность россиян обрушилась», – отметил Таави Рыйвас, выступая на торжественном вечере в тартуском театре «Ванемуйне».

Комментируя «агрессивную политику России», Рыйвас ранее заявлял, что поведение России становится всё более непредсказуемым, что Россия крайне активна в конфликтах в Сирии и на Украине, что в Сирии Россия ответственна за происходящее там кровопролитие, а её борьба с терроризмом там далеко не однозначна.

В программной статье о задачах правительства на 2016 год Рыйвас первым пунктом на пути к Новой Скандинавии поставил обеспечение безопасности от России. «Считаю крайне важным, чтобы летом в Варшаве на саммите НАТО было принято решение о постоянном присутствии союзников в Эстонии и соседних странах; это даст понять, что не стоит задирать страны НАТО, т. к. у нас действует принцип “Один за всех, и все за одного”. Также очень важно, чтобы наряду с войсками США в Эстонии находились и подразделения наших европейских союзников. И для того, чтобы это стало возможным, в 2016 году мы инвестируем средства в здание штаба НАТО, казармы для союзников, позаботимся о том, чтобы они могли тренироваться», – написал Рыйвас.

Как этот пункт согласуется со стремлением Эстонии в Скандинавию, если учесть, что и Швеция, и Финляндия – нейтральные страны, отказывающиеся входить НАТО и не позволяющие размещать на своей территории иностранные армейские контингенты, решительно непонятно. Впрочем, эстонский премьер вовремя оговорился, подчеркнув, что Eesti не должна во всём копировать Швецию – нужно уметь идти своим путём.

«Свой путь» Эстонии все 25 лет её «второй независимости» заключается в том, чтобы догонять Скандинавию и оправдываться, что Россия её догнать не даёт.

«Мы те же финны и будем жить так же, как они», – с такими лозунгами эстонцы выходили на Певческое поле в позднюю перестройку требовать выхода из состава СССР. Государствообразующий миф эстонской нации: Эстония – скандинавская страна, которая развивалась бы как Швеция и Финляндия, если бы не «50 лет оккупации». Соответственно, если выйти из состава СССР и избавиться от наследия «проклятого прошлого», то Эстония начнёт догонять и в конце концов догонит по развитию Скандинавию и сама станет Северной страной.

В концепции «Новой Скандинавии» нет ничего нового – её предложил не Таави Рыйвас и не Партия реформ год назад. Её предлагали ещё основатели Народного фронта Эстонии в 1988–1989 годах. Все четверть века после обретения независимости Эстония догоняет Северные страны и стремится стать новой Скандинавией, но никак не становится. И виновата в этом всегда только Россия и производные от неё.

Первая производная – эстонские русские, «оккупанты и их потомки, которые тянут страну назад». Чтобы «русское быдло» не сдерживало прогрессивного движения республики в скандинавском направлении, эстонское руководство лишило его гражданства и основных прав. К Северным странам это приблизиться особо не помогло – только вызвало косые взгляды европейских союзников, включая тех же шведов и финнов, которые по институту неграждан отнесли Эстонию не к своему элитарному скандинавскому клубу, а к русофобской Восточной Европе.

Вторая производная – советское прошлое. Его «проклятым наследием» вплоть до последнего времени было принято оправдывать несокращающееся отставание Эстонии от богатых Северных стран. Если в Эстонии маленькие зарплаты, эмиграция молодёжи и коррупция в Таллинском порту, то всё это «последствия оккупации».

Такая аргументация в последние годы вызывает смех не только у русскоязычных, но и у титульных, эстонских граждан. Годы складываются в десятилетия, а «наследия оккупации» меньше не становится, и никак не получается это наследие преодолеть. Это наследие даже имеет тенденцию увеличиваться: то казалось было в «жирные годы», что Эстония преодолела «50 тёмных лет» и стала процветающей европейской страной, а то вдруг кризис, банкротство банков, безработица, падение ВВП, эмиграция, и оказывается, что «наследие оккупации» никуда не делось и по-прежнему определяет низкий уровень жизни эстонцев.

В последние годы появился ещё один вид оправдания Россией: оправдание «агрессивной политикой непредсказуемого восточного соседа». В чистом виде этот вид оправдания продемонстрировал Таави Рыйвас: Россия бомбит в Сирии сторонников Асада и поддерживает сепаратистов на Украине, поэтому у неё экономический кризис, из-за которого кризис в Финляндии. Эти кризисы негативно влияют на экономическую ситуацию в Эстонии и всё никак не дают ей стать зажиточной скандинавской страной.

Так что Россия – это универсальное оправдание для правящих эстонских политиков, и президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес на самом деле выразил своё credo, когда заявил недавно, что, находясь под боком у России, Эстония никогда не станет процветающей страной.

Россия – это универсальная «отмазка». Золотое правило прибалтийского истеблишмента: когда сказать стране и миру нечего, говори про непредсказуемого восточного соседа. Такой подход уже деформировал эстонскую национальную идею. Во времена Народного фронта и «песенной революции» национальная идея Эстонии в самом деле была в том, чтобы стать скандинавской страной. Теперь она заключается в том, чтобы оправдывать Россией то, что Эстония скандинавской страной всё никак не становится.