Владимир Зеленский пережил собственную «черную пятницу»: согласно последним исследованиям Киевского международного института социологии, рейтинг президента упал с 73% в сентябре до 52% в ноябре. В последний месяц года ситуация может усугубиться, поскольку необходимо будет принять целый ряд знаковых решений по тем вопросам, которые расколют политический класс и общество в целом. Декабрь 2019-го станет своеобразной точкой бифуркации для Зеленского, которая определит политическое будущее комика, ставшего президентом Украины.
С нового, 2020 года истекает срок действия документов, которые хоть как-то поддерживают конструкцию межгосударственных отношений между Украиной и Россией (большинство двусторонних договоров разорваны
Речь идет о контракте на транзит природного газа между «Газпромом» и «Нафтогазом» Украины, а также о законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» («Об особом статусе Донбасса», как его принято называть в СМИ), отказ от продления которого будет трактоваться Москвой как выход Киева из Минских соглашений.
9 декабря ожидается проведение саммита «нормандской четверки» в Париже, где будут обсуждаться и механизмы выполнения Минских соглашений, и газовая проблематика.
8 декабря, за день до мероприятия в Париже, под стенами Офиса президента Украины планируется проведение митинга национал-консервативных сил с целью «предупредить капитуляцию».
Внутриполитические оппоненты Зеленского, критикующие его с националистических позиций, заранее ставят президента «на растяжку».
Они приравнивают к «сдаче Украины Кремлю» любые компромиссы в отношениях Москвы и Киева, уход от обсуждения вопроса Крыма, заключение договора на прямые поставки газа из России и даже просто двусторонние переговоры с Владимиром Путиным без участия канцлера ФРГ и президента Франции.
В то же время базовый электорат Зеленского — это сторонники политико-дипломатических решений по Донбассу и приверженцы бесконфликтного сосуществования с Россией.
Потому у президента Украины едва ли получится «пройти между капель», одновременно удовлетворив пожелания как агрессивного меньшинства, так и собственных избирателей.
Баталии неизбежно развернутся вокруг продления закона «Об особом статусе Донбасса» либо принятия вместо него нового нормативно-правового акта, предусмотренного Минскими соглашениями.
По словам спикера Верховной рады Дмитрия Разумкова, работа над новым законопроектом по Донбассу начнется после саммита «нормандской четверки».
Однако в период с 9 до 31 декабря у парламентариев остается лишь одна пленарная неделя, и принять новый законопроект без нарушения регламента Верховной рады не представляется возможным.
Поэтому высока вероятность, что придется продлевать старый закон, что даст оппонентам Зеленского повод использовать против него уличные и медийные возможности. К кампании очернения наверняка присоединится Петр Порошенко, который также укажет на капитуляцию Зеленского. И это несмотря на то, что именно Петр Алексеевич в 2014, 2017 и 2018 годах был инициатором законопроектов об особом статусе Донбасса.
Не исключено вынесение на второе чтение в зал Верховной рады законопроекта о снятии моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. И это еще один повод для активизации кампании «анти-Зе». Хотя и фракция Порошенко, и другие парламентские силы каденции бывшего президента выступали за продажу земли.
Оппоненты Зеленского осознают факт, что фракция «Слуга народа» крайне неоднородна, а президент слабо контролирует силовые структуры.
Поэтому они будут использовать любые поводы для раскачивания темы «зрады», стремясь укрепить свои позиции накануне местных выборов и в идеале спровоцировать досрочные парламентские, а то и президентские выборы.
Существует консенсус в элитах по поводу того, что Украине следует сохранить транзит российского газа. Но при этом, повторимся, предлагаемое Россией пакетное решение, включающее возобновление Киевом прямых поставок газа из РФ, воспринимается «в штыки» националистами.
Одновременно с этим руководство «Нафтогаза» Украины ориентировано на Вашингтон, который нацелен выдавливать «Газпром» с европейского газового рынка, замещая российский газ собственным СПГ.
Потому руководство «Нафтогаза» обладает опцией блокировать заключение договоренностей с российской стороной даже в том случае, если в «нормандском формате» будут достигнуты компромиссы между президентами Украины и России по газовой проблематике.
При этом утрата газового транзита с 1 января будет означать рост для населения тарифов на газ, которые с 2015 года и без того выросли в 11 раз в гривне.
В то же время Зеленский поставил правительству задачу найти механизм снижения тарифов для бытовых потребителей, чтобы граждане уже в январе получили квитанции с более-менее приемлемыми суммами. Очевидно, что в случае прекращения транзита с 1 января, шансы на что объективно немалые, данную задачу выполнить не получится.
Декабрь 2019-го станет для Зеленского сложнейшим месяцем за период каденции. Под конец года все неблагоприятные факторы могут сойтись в одну точку, образовав «идеальный шторм».
В случае негативного исхода переговоров по Донбассу и газовой проблематике, что будет дополнено снятием моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения, рейтинг Зеленского может просесть до 20–25%. Такой расклад вынудит президента перейти в режим «борьбы за выживание», когда о любых позитивных преобразованиях во внутренней и внешней политике можно будет в принципе позабыть.