Литовские власти во главе с президентом Далей Грибаускайте на всех международных площадках демонстрируют свое негативное отношение к России. Однако столь резкой антироссийской позиции придерживаются не все политические силы в стране. О том, каких позиций во внешней политике придерживается «Союз русских Литвы» аналитический портал узнал у председателя партии Сергея ДМИТРИЕВА:
— Г-н Дмитриев, как Вы оцениваете вступление Литвы в Европейский союз и решение о принятии евро в качестве национальной валюты?
— Вступление Литвы в Евросоюз имеет как свои плюсы, так и минусы. Если говорить о проблемах, то к ним относится свободное перемещение рабочей силы, в результате чего нас покинул значительный процент людей. Еще один момент — после принятия евро в качестве национальной валюты у нас очень серьезно поднялись цены.
С другой стороны, Литва сегодня получает дотации, в итоге улучшились дороги, инфраструктура, увеличился объем средств на финансирование различных проектов.
Но в то же время можно говорить о том, что Литва сегодня не особо процветает — закрыты многие предприятия. Кроме того, возросла конкуренция, возникло много иностранных фирм.
Так, к примеру, появилась торговая сеть Lidl, создавшая серьезную конкуренцию нашим предприятиям. В этом есть положительные и отрицательные моменты, но говорить о процветании страны трудно.
— Как Вы относитесь к членству Литвы в НАТО?
— Еще в тот момент, когда Литва вступала в военный блок НАТО, наша партия стояла за нейтралитет страны. Мы и сегодня выражаем желание видеть Литву самостоятельным государством наподобие Швейцарии и ряда других. Так что наша позиция по этому вопросу однозначна: мы не приветствовали вступление страны в военный альянс.
— Каково Ваше отношение к расширению НАТО на Восток?
— Это также можно оценить как проблему взаимоотношений между Россией и блоком НАТО. В период, когда во главе СССР был Михаил Горбачев, прозвучало обещание, что расширения не будет. К сожалению, западные партнеры в итоге не сдержали своего слова. Поэтому планы провести расширение НАТО вблизи границ с Россией не говорят о дружеских отношениях.
— Как должны, на Ваш взгляд, строиться отношения между Литвой и Россией?
— Только как дружественные. До того, как у России возникли негативные отношения с США, литовско-российские отношения были абсолютно нормальными. Были созданы межпарламентские группы, которые постоянно посещали друг друга. Я лично участвовал в их работе, будучи членом Сейма и заместителем Межпарламентской группы России и Литвы. Таким образом, между странами всегда складывались хорошие взаимоотношения. К сожалению, сегодня по определенным причинам они фактически оказались разорваны.
— Может ли, по Вашему мнению, возможная милитаризация Калининградской области угрожать безопасности Литвы?
— Нет, конечно! Я совершенно уверен, что никакой реальной угрозы со стороны Российской Федерации в отношении Литвы не существует. Нет абсолютно никакого повода об этом говорить. Существуют только отдельные высказывания политиков, утверждающие обратное.
— Ваша позиция по вопросу усиления военной инфраструктуры НАТО в Центральной и Восточной Европе?
— Я по своей натуре пацифист. Я выступаю против каких-либо военных действий, расширений и усилений как со стороны Востока, так и со стороны Запада.
Хотелось бы, чтобы все негативные вопросы, которые сейчас активно раздуваются, в ближайшее время ушли в прошлое.
В нашей партии нет людей, которые бы с точки зрения агрессии рассматривали военную тематику, включая военное расширение с Востока или Запада.
— Территориальная принадлежность Крыма?
— Исторически, а также учитывая проведенный референдум, территориальная принадлежность Крыма на сегодняшний момент остается за Россией. Наша партия не может не признавать этот факт, потому что он существует. Право выбора всегда остается за людьми, которые живут на этой территории.
Я всегда приводил в пример Литву, которая боролась за свою независимость. Тогда тоже проводился референдум, были давление и непонимание, но сегодня Литва существует в качестве независимого государства.
Поэтому право общности людей на самоопределение — это нормально. Люди выбрали принадлежность места своего проживания, поэтому какие тут могут быть споры? Литва боролась за независимость и получила ее, теперь в Крыму провели референдум. Это все политический вопрос.
— Миграция в Литву беженцев с Ближнего Востока, из Афганистана и стран Африки, на Ваш взгляд, является реальной или мнимой угрозой?
— Члены Европейского союза имеют определенные квоты, которые едва соблюдают. Дело в том, что мигранты и беженцы у нас не особо приживаются, то есть в Литве надолго они не задерживаются, так как при возможности продвигаются вглубь Европы. Беженцы не претендуют на то, чтобы жить у нас, в силу климатических условий, языкового барьера и того, что у нас нет возможности предоставить им работу. Поэтому я совершенно не вижу в этом угрозы.
— Вы считаете важным для Литвы развитие отношений с США?
— Литва является членом Европейского союза. Поэтому наша страна находится в контексте отношений, которые складываются в целом у ЕС с американскими партнерами. А вообще, развивать отношения нужно со всеми.