Русско-турецкая «томатная война» окончена: Москва выиграла от эмбарго
Антон Орловский
В марте этого года между Россией и Турцией снова возникла напряженность. Москва объявила о снятии санкций на некоторые виды продовольственной продукции, но сохранила запрет на ввоз помидоров и огурцов, которые приносили туркам огромные доходы. Кремль связал такую позицию с тем, что в РФ придерживаются программы импортозамещения и пока не пришло время для возвращения Анкары на российский рынок.
По сути, Москва предоставила Анкаре возможность импортировать лишь те продукты, которые чисто физически невозможно вырастить в больших объемах на территории России. Те овощи и фрукты, которые пользуются наибольшим спросом у российских граждан.
С 1 ноября поставки томатов из Турции возобновлены. И хотя снятие ограничений произошло, пустить на российский рынок всех турецких предпринимателей Москва не решилась.
Во-первых, российское правительство ограничило объем поставок. Турецкие производители смогут ввезти на территорию РФ не более 50 тысяч тонн до конца этого года. И вероятно, что эта цифра не намного увеличится в будущем, так как Москва продолжает мотивировать собственных аграриев в рамках программы импортозамещения.
«Первые партии томатов из Турции прибудут в Брянскую область через пять-семь дней через брянские пункты пропуска “Погар” и “Новые Юрковичи”. Также томаты будут поставляться через морской порт Геленджик в Краснодарском крае», — сообщилапресс-секретарь регионального управления Россельхознадзора Светлана Земченкова, сославшись на постановление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, поступившее в управление в среду 1 ноября.
Во-вторых, ввозом турецких помидоров теперь смогут заниматься лишь три компании, за которыми, естественно, будет проще наблюдать и установить контроль.
Кроме того, не стоит забывать, что турецкие инвесторы заинтересованы уже далеко не в том, чтобы поставлять свою продукцию, выращенную в Турции. Нет! Еще летом этого года в Липецкой области начались работы по строительству огромного тепличного комплекса площадью 33,1 гектара. Инвестор там турок, только помидоры теперь российские.
Тот факт, что заработает на этом представитель Турецкой Республики, едва ли кого-то заденет. Русский он или турок, делиться прибылью предприниматель точно не будет.
А вот, например, налоги с того же бизнеса в Липецкой области пойдут в казну Российской Федерации. И тут Россия вновь выигрывает, получая огромный тепличный комплекс в 440 километрах к юго-востоку от столицы, прибавку в виде налогов, а также продукт с клеймом «Made in Russia».
Следует отметить и еще один интересный факт. Россия с введением санкций против Турции скорее приобрела, чем что-то потеряла. Те «валенки», которые не хотели развивать аграрный бизнес, встрепенулись. В России появился предпринимательский интерес к выращиванию овощей и фруктов, что приводит к росту объема отечественного производства.
Что же касается отечественных производителей, то они на решение Москвы реагируют вполне адекватно и оптимистично. Умар Узденов, исполнительный директор одного из крупнейших тепличных хозяйств, АО Агрокомбинат «Южный» в Карачаево-Черкесии, признаёт, что правительство в свое время поспособствовало укреплению позиций российских аграриев и теперь они чувствуют себя сильнее на рынке.
«Снятие запрета на ввоз томатов из Турции — это, конечно же, сокращение зоны комфорта. Но при этом и дополнительный стимул наращивать свои конкурентные преимущества, повод к тому, чтобы и дальше искать возможности по сокращению себестоимости выращиваемой продукции», — заявил Узденов.
Если подводить промежуточные итоги «томатной войны» с Турцией, то необходимо признать: всё пока складывается так, как планировала Москва. Уровень самообеспеченности растет, население получает качественный продукт.
К тому же если цены на те же огурцы и помидоры «прыгают», то зависит это далеко не от решений Кремля. Это объясняется сезонностью товара, а также затратами самих предпринимателей.
В остальном Москва отчасти «расплатилась» с Анкарой за атаку турецких ВВС на российский Су‑24 в конце ноября 2015 года. Впрочем, такие вещи никогда не забываются. Не исключено, что в Кремле еще напомнят о событиях двухлетней давности.