Проведение выборов на Украине всегда выступало одним из драйверов экономической активности. Ведь олигархи, финансирующие кандидатов или политические проекты, возвращают деньги из офшоров и опосредованно вливают их в сферу услуг. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил оценить, сколько придется потратить украинским политикам в ходе предвыборной кампании для достижения успеха.
Украинская политическая традиция предполагает, что победитель выборов получает все. Этот принцип сохраняется и ныне, даже вопреки десуверенизации государства по итогам Евромайдана и последовавших за ним событий. А потому политики и стоящие за ними олигархи не жалеют денег для победы на президентских и парламентских выборах. Не будет преувеличением сказать, что украинские выборы — наиболее финансово затратные в пересчете на душу населения на всем европейском континенте.
По оценкам экспертов «Комитета избирателей Украины», для победы на президентских выборах 2019 года кандидатам придется выложить 80–100 млн долларов. Здесь, очевидно, нет верхней планки, но минимально требуемый бюджет оценивается в 10 млн долларов. Ключевые затраты — изготовление и размещение рекламной продукции, обеспечение работы избирательного штаба, заработная плата (членам избирательных комиссий, агитаторам, наблюдателям и т.д.), защита результатов выборов.
Проведение избирательных кампаний на Украине уже стало отдельной отраслью экономики, которая, пожалуй, меньше всего подвержена спадам.
В период проведения избирательных кампаний создаются десятки тысяч рабочих мест; особенно активно пользуются подобными возможностями безработные, студенты, пенсионеры. Заказы получают рекламные компании, PR-агентства, аналитические центры, СМИ, юридические фирмы, охранные предприятия и так далее. Определенные деньги вливаются и в реальный сектор экономики, особенно если штабы кандидатов в президенты и политических партий прибегают к так называемой «тактике добрых дел» — устанавливают новые скамейки, детские площадки, почтовые ящики, окна в многоквартирных домах / школах / больницах, асфальтируют улицы, раздают продуктовые пакеты.
Другое дело, что каждый из представителей крупного капитала после выборов желает вернуть с прибылью потраченные деньги. К сожалению, многие украинские избиратели привыкли требовать от штабов кандидатов в президенты / депутаты парламента / депутаты местных советов установления тех же скамеек, почтовых ящиков, асфальтирования улиц, не задумываясь над тем, что после дня голосования спонсорам политсил необходимо возвращать «инвестиции».
С 2016 года на Украине по итогам принятия пакета законов для либерализации визового режима со странами Шенгенской зоны заработало Национальное агентство по предотвращению коррупции, в чьи полномочия также входит распределение бюджетных денег для парламентских партий. То есть с 2016 года политические партии, сумевшие преодолеть проходной барьер в парламент, получают бюджетные деньги для обеспечения своей работы. К примеру, за 2017 год парламентские партии в общей сложности получили из государственного бюджета 398 млн гривен, что эквивалентно примерно 15 млн долларов.
С одной стороны, переход к модели бюджетного финансирования партий является правильным шагом для уменьшения уровня политической коррупции в государстве. С другой, уместно ли это делать в условиях серьезнейшего финансово-экономического кризиса в стране и сокращения социальных благ для населения?
Тем более, для большинства партий полученные деньги составляют лишь малую часть общего бюджета, формируемого, повторимся, в большинстве своем деньгами крупного капитала.
Помимо этого, бюджетное финансирование получают лишь парламентские партии, что вносит свою лепту в консервацию политической системы — непарламентским партиям при таких условиях куда сложнее конкурировать с уже находящимися в Верховной раде политсилами.
Наконец, вызывает большое возмущение, что парламентская партия «Народный фронт» (Яценюка — Авакова) получила за прошлый год наибольшее количество бюджетных денег среди всех политсил (113 млн гривен, около 4,3 млн долларов), хотя ее рейтинги находятся на уровне 1%.
Собственно, решение о финансировании партий из бюджета представляется крайне неоднозначным. Так или иначе, но корректировать эту систему придется уже после формирования нового состава парламента и правительства.
А это формирование состоится по итогам парламентских выборов, которые должны пройти в октябре 2019 года. Бюджеты на их проведение также обещают быть внушительными. Экспертные оценки таковы, что для преодоления избирательного барьера в 5% политической партии необходимо потратить не менее 5 млн долларов. Если рассчитывать на победу на выборах, то суммы увеличиваются на порядок.
Так, по утверждениям беглого нардепа Александра Онищенко, вышеуказанный «Народный фронт» потратил на свою избирательную кампанию 40 млн долларов, что позволило партии занять первое место по многомандатному округу (хотя по численности парламентариев «Народный фронт» лишь второй, уступая «Блоку Петра Порошенко», чья фракция насчитывает множество мажоритарщиков).
Примечательно, что, по словам Онищенко, деньги для финансирования избирательной кампании «Народного фронта», чьим лидером является тогдашний премьер-министр Яценюк, попали в партийную кассу за счет коммерческой продажи газа украинской добычи, предназначавшегося для реализации населению по льготной цене.
Отличительной чертой парламентской избирательной кампании на Украине, особенно на одномандатных (мажоритарных) округах, является то, что кандидаты в депутаты нередко вносят в бюджет кампании строку на прямой подкуп избирателей. Опять-таки верхней планки в данном случае нет, но бюджет кандидата-мажоритарщика на округе с численностью населения в 150–200 тысяч человек, как правило, составляет не менее 1 млн долларов. Вновь нельзя не отметить тот прискорбный факт, что технология прямого подкупа избирателя по-прежнему работает в украинских реалиях.
Как было сказано в первой части материала, украинские выборы являются наиболее дорогостоящими на континенте в пересчете на душу населения. К примеру, в Латвии, где в ближайшую субботу, 6 октября, пройдут выборы в Сейм, существует законодательное ограничение на расходы на парламентскую избирательную кампанию в размере 533 тыс. евро.
По украинским меркам, это «детишкам на молочишко» — за эти деньги далеко не факт, что получится добыть победу на одномандатном округе, где численность избирателей раз в десять меньше, чем во всей Латвии.
Если говорить о фаворитах президентской избирательной гонки на Украине, которая будет предшествовать парламентской с точки зрения финансовой, то фаворитом является действующий президент Петр Порошенко, замкнувший на себя и свое окружение большинство финансовых потоков в стране. Кроме наличия колоссальных финансовых ресурсов, Порошенко обладает серьезным влиянием на силовой блок, судебную систему, местные элиты. Потому, несмотря на серьезнейшее падение рейтингов, шансы Порошенко на переизбрание обнулять категорически нельзя.
Небезуспешно работает команда Петра Алексеевича на ниве политтехнологий, способствуя внесению расколов в ряды оппозиционных сил. В частности, в сентябре нардеп Евгений Мураев вышел из рядов оппозиционной партии «За жизнь», объявил о создании собственного политического проекта и начал набор на работу журналистов, подкрепляя слухи о нахождении спонсоров для создания нового телеканала.
Уход Мураева в самостоятельное политическое плавание корреспондирует с интересами правящей верхушки, которой выгодно раздробить оппозицию и создать препятствия на пути выдвижения единого кандидата в президенты от юго-востока страны, лишающего Порошенко шансов выйти во второй тур президентских выборов.
Мураев, говоря языком политтехнологий, может стать «консервой», работающей в интересах действующей власти и против консолидации оппозиционного лагеря «антимайданной» направленности, если примет-таки решение баллотироваться в президенты.
В общем, избирательные кампании на Украине обещают быть необычайно насыщенными, предельно конфликтными и бескомпромиссными. Вскоре президентская гонка начнется официально — и мало не покажется никому.