Военное сотрудничество Минска с Москвой укрепит безопасность в регионе
Александр Шамшиев
Сотрудничество России и Беларуси в области обороны — одна из тем, которую пытаются использовать в своей политической борьбе белорусские оппозиционеры, представляя это партнерство в качестве угрозы для Европы. Россия сосредотачивает силы для удара по Прибалтике и Украине — подливают масла в огонь зарубежные идейные союзники местных «евроинтеграторов». Что же представляет собой Беларусь для России в военно-стратегическом смысле? В чем состоит опасность сотрудничества двух стран в области обороны — для Европы? Насколько оправданы страхи стран Балтии и Украины об «ударе с белорусского плацдарма»? Эти вопросы портал RuBaltic.Ru обсудил с военным обозревателем ИТАР-ТАСС полковником в отставке Виктором ЛИТОВКИНЫМ:
- Виктор Николаевич, в чем заключается военно-стратегическое значение Беларуси для России?
- Про ценность Беларуси говорить не приходится. Вместе с Россией она состоит в Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Наши страны вместе защищают свои рубежи. Они союзники не только внутри ОДКБ, но по двусторонним отношениям. Между Россией и Беларусью подписан договор о дружбе и взаимопомощи в военной области. Так что нельзя рассуждать о том, значимее Беларусь для России или наоборот. Они одинаково ценны. Это — все равно, что говорить, какой глаз дороже — правый или левый. Вот и Беларусь с Россией — два глаза одной головы. Поэтому и говорить о ценности друг для друга смысла нет: они равны, они — союзники во всех отношениях.
- Как бы Вы охарактеризовали текущее состояние взаимодействия России и Беларуси в военной сфере?
- Беларусь и Россия дружат не только государствами, но и армиями. Россия поставляет Беларуси самую современную боевую технику. На территории Беларуси находятся российские военные базы. Вскоре будут не только узел противоракетной обороны, система предупреждения о ракетном нападении под городом Вилейка и станция дальней радиосвязи в Ганцевичах, но и новый аэродром ВВС РФ.
Беларусь и Россия регулярно проводят совместные учения. В ближайшее время на Северо-Западе России будут проходить совместные российско-белорусские маневры. Сейчас в Новороссийске на полигоне Раевский проходят белорусско-российско-сербские антитеррористические учения. Белорусские курсанты учатся в российских военных вузах, российские — в белорусских. У нас есть совместная коллегия министерств обороны. Есть единая система ПВО западного направления. Отношения с Беларусью в военной сфере очень тесные, дружеские, взаимозависимые и эффективные.
- Какую роль будет играть российская авиабаза, которую планируется разместить в Беларуси?
- Беларусь является пограничным государством со странами НАТО. Альянс регулярно проводит учения на границах России и Беларуси, поэтому для защиты российских и белорусских рубежей на территории Беларуси будет развернута база ВВС для пресечения «горячих голов», которые могут попытаться вторгнуться на наши территории.
- Кроме того, Россия планирует создать новую танковую армию у границ Беларуси. Для чего это делается?
- Танковая армия, которая формируется в европейской части России — это, скорее, организационно-военное мероприятие, чем реальное увеличение количества танков, бронетранспортеров, артиллерии. Организован штаб армии, который будет координировать войска и сотрудничать с белорусскими вооруженными силами так же, как и в целом проходит сотрудничество между армиями России и Беларуси.
И, надо сказать, военно-техническое сотрудничество между Россией и Беларусью будет только укрепляться. Недавние примеры: Россия поставила Беларуси пять новых машин зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2» и учебно-боевые самолеты Як-130.
- Как раз подобное сотрудничество зачастую и пытаются использовать против союза наших стран. Так, белорусская оппозиция активно выступает против авиабазы, утверждая, что усиление российского воинского контингента в Беларуси способно дестабилизировать обстановку на Украине и вообще в регионе. Как Вы оцениваете подобные опасения?
- Не представляю, как российское военное присутствие может дестабилизировать обстановку в регионе. В Беларуси очень спокойная и деловая обстановка. Оппозиция на то и оппозиция, чтобы называть все белое черным, а черное — белым. Это ее стиль работы.
Не знаю, каким образом российские войска, защищающие суверенитет Беларуси также точно, как они защищают суверенитет и независимость России и Союзного государства России и Беларуси, могут негативно повлиять на региональную безопасность.
Что до Украины, то не надо на кого-либо вешать всех собак. Украина занимается своими делами. Обстановка там и так предельно накалена именно благодаря вмешательству западных государств и политике «Восточного партнерства». Украина растеряла независимость. Там даже министры и чиновники — граждане иностранных государств. Украинский президент и шагу ступить не может без консультации с вице-президентом США.
В Беларуси ничего подобного нет. Это абсолютно самостоятельное государство, и никак события в нём не могут повлиять на Украину и наоборот. Беларусь получила очень сильную прививку от национализма и фашизма после Второй мировой войны. Там же многие села, как Хатынь, были уничтожены и сожжены именно украинскими националистами-бандеровцами.
- Страны Балтии тоже часто утверждают, что российское военное присутствие в регионе угрожает их безопасности. Так ли это, на Ваш взгляд?
- Литва, Латвия и Эстония приняты в НАТО для того, чтобы кричать, что они сейчас бедные, несчастные и забытые и что им все угрожают. Россия никому не угрожает. Ни Литве, ни Латвии, ни Эстонии, ни Польше, ни Альянсу в целом. Тем не менее в Прибалтике размещают американские войска. В Европе расположены американские самолеты, способные нести атомные бомбы. Знаменитые крики прибалтов напоминают басню Крылова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!». Такая ситуация и складывается в Прибалтике.
Когда прибалты под сурдинку говорят о возможной агрессии со стороны России — это, если по-русски, наведение тени на плетень. Беспокоиться они могут — это их суверенное право. Но планов агрессии нет.
Зачем эти страны нужны России? Зачем воевать, вторгаться в них, если они состоят в НАТО? Россия собирается воевать с НАТО, что ли? В России больных нет. Думаю, в руководстве НАТО — тоже. Воевать с ракетно-ядерным государством — подписывать себе смертный приговор.