Задавшись целью еще больше "насолить" России, Эстония рискует насмешить не только своего большого соседа, но даже своих прибалтийских коллег. На этот раз в Таллине решили обязать всех эстонских чиновников согласовывать свои контакты с российскими СМИ в местных спецслужбах. Такого абсурда контроль над информационным полем страны не достигал даже в соседней Латвии, где влияние спецслужб на общественную жизнь страны очень сильно. Об этом порталу RuBaltic.ru рассказал журналист, ответственный редактор газеты «Вести сегодня» Сергей ТЫЩЕНКО:
- Г-н Тыщенко, согласно интервью, которое дала главный редактор создаваемого в Эстонии русскоязычного телеканала ETV Дарья Саар одному из российских СМИ, эстонские чиновники должны будут согласовывать интервью и комментарии российским журналистам со спецслужбами страны. Как вы оцениваете такую инициативу властей?
- На мой взгляд, это история из серии “заставь дурака молиться, он и лоб расшибет”. Что мы видим в произошедшей с эстонскими коллегами ситуации? Затеяли они проект — создают русскоязычный канал. Но, видимо, они забыли, что эта идея привлечет много внимания, все это придется пиарить.
Они забыли, что журналист не только берет интервью, но иногда и дает его. А это очень большая работа. Признаться, я не читал ответы Дарьи Саар. Однако мои эстонские коллеги сказали, что девушка, видимо, просто-напросто растерялась и нагородила кучу ерунды. Помимо нее, журналисты беседовали с другими людьми, которые внятно и адекватно отвечали на вопросы.
Поскольку эстонские товарищи-чиновники выросли с нами в одно время — советское, то ничего иного, кроме как “тащить и не пущать”, они не знают. Вместо того, чтобы принять ситуацию такой, какая она есть, они взяли и расписались в собственной некомпетентности.
А некомпетентность заключается в том, что если чиновник сам не в состоянии грамотно озвучивать свои мысли, то он является никчемным. Если он этого не умеет, то грош ему цена. К слову, журналист, который идет на государственную работу, становится чиновником. Большинство политиков и чиновников прекрасно справляются с журналистами и без своих пресс-секретарей. Почему не справились эстонцы? Может быть, все дело в старых анекдотах про их медлительность? И из них очень медленно выходит даже не советское, а «совковое» осознание того, что является демократией и свободой слова.
В целом, ситуация довольно забавная складывается: глупость, которая породила еще большую глупость.
- Как Вы думаете, как инициатива эстонских властей может быть воплощена в жизнь?
- Пока это только распоряжение, которое не приобрело силу закона, насколько я понял.
Давайте представим такую картину: будет приходить представитель полиции безопасности Эстонии, садиться рядом с журналистом и его собеседником, все кропотливо записывать. После этого — смотреть, высчитывать и думать, что так дело не пойдет, надо все запрещать! Это, конечно же, абсурд.
Если серьезно, то я совершенно не понимаю, как данную идею можно реализовать на практике. Ведь любой человек, который получает зарплату от государства, является государственным чиновником. Будь то учитель, будь то президент. Получается, что никто не сможет отвечать на вопросы российских журналистов, не согласовав свой ответ с представителем спецслужб страны.
По большому счету, власть в Эстонии, командование чиновниками — что и как им говорить, что делать — теперь принадлежит Полиции безопасности. Данный орган и так, насколько мне помнится, сейчас уже во многих вопросах не подчиняется парламенту.
В Эстонии постепенно уходят от прозрачности в сторону того, чтобы максимально большое число людей было подчинено не народным представителям, а работникам спецслужб. Полиция безопасности следит за тем, чтобы не было попытки свержения власти, госпереворота и прочего. А кто оценивает, насколько реальна и высока эта опасность? Не закон, а сотрудники полиции безопасности. Получается, что Эстония идет по пути отказа от закона. Кроме того, исходя из логики эстонцев, получается, что они признают — человек может сказать что-то неподобающее, поэтому к нему “приставляют” смотрителя. Концепция презумпции невиновности отметается напрочь.
- Не похоже ли это на неприкрытое нарушение свободы слова и, фактически, претензию на статус полицейского государства в духе Северной Кореи?
- Как раз об этом я и говорю. Эстония на верном пути к полицейскому государству. Абсолютный диктат, «большой брат» следит за вами — было написано много антиутопий, а сейчас мы сталкиваемся с этим в реальности.
- На ваш взгляд, как далеко могут зайти страны Балтии в своем слепом желании «насолить» России и максимально развить в обществе русофобские настроения?
- Страны Прибалтики сейчас будут делать то, что им прикажут. У них нет своей стратегии, тактики, и вообще на их совокупный военный бюджет, по мнению даже местных военных аналитиков, можно купить лишь четверть крыла современного боевого самолёта...
Они несамостоятельны, как бы не кичились собственной независимостью. Кстати, во времена СССР этой независимости у них было больше, чем в современных ЕС и НАТО...
Да, они будут «солить» России, так как имеют с ней общие границы — так им прикажут. Но в реальности они являются лишь «моськами большой политики».
Поэтому, пока складывается конъюнктура, они могут зайти очень даже далеко. К счастью, я продолжаю верить, что на высокую эскалацию напряжённости вплоть до инициирования открытого вооружённого конфликта они не пойдут. Ведь реальные хозяева наших марионеток отлично понимают, что в прибалтийских лимтрофах градус недовольства правительствами и симпатия к соседской Великой Державе более, чем высок. Отсюда - "добровольное" вступление в ЕС с выдавливанием пассионарной части населения на гастарбайтерские работы, отсюда - этот же эстонский "русский" телеканал... Словом, ничего серьёзного, на мой взгляд, не будет. Но кровушки попьют - будьте уверены.
- А в Латвии не могут последовать примеру ближайших соседей?
- У нас тоже есть некоторые перегибы, уже поднимался вопрос по поводу того, что мы превращаемся в полицейское государство. Но у нас пока не зашло так далеко.
В стране сейчас готовится дополнение к закону о различных латвийских спецслужбах. Многие вещи собираются сделать более прозрачными, поскольку некоторые из них в своей непрозрачности достигли слишком больших масштабов.
Так что Латвия пытается сейчас идти по пути законности, в отличие от Эстонии.
- Похоже, когда страны Балтии берутся за подобные проекты, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Проект “правильного телевидения для русских” провалился, теперь вот еще одно “новшество”....
- О провале этого проекта я ничего не слышал. Совсем недавно мои коллеги сообщили, что Польша с Голландией выступили с идеей создания общеевропейского канала на русском языке. Будет ли он рожден? Большой вопрос. Ведь что на самом деле нужно потребителю информации? Чтобы информация, которую он получает, не вызывала отторжения.
Если для русского человека новости подаются с подтекстом, что “все русское — это плохо, и Россия — зло”, вряд ли из этого что-то получится.
Если у канала и будут зрители, то в минимальном количестве. Этого точно не хватит для нормального существования и для того, чтобы были зрители — а без них зачем тогда телеканал? Просто так, чтобы тратить деньги? Это не окупится никакой русофобией никакого заокеанского обкома.