Военный эксперт: на саммите НАТО будет одобрена инициатива «на случай нападения России»
Михаил Кришталь
В Брюсселе 11–12 июля состоится саммит НАТО. О том, какие темы будут обсуждать члены Альянса, есть ли у Грузии и Украины шансы примкнуть к организации Североатлантического договора и что на этот раз будут просить у США страны Прибалтики и Польша, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал военный эксперт Юрий ЗВЕРЕВ:
— Г‑н Зверев, какие основные темы будут подниматься на саммите НАТО? Будет ли повестка дня существенно отличаться от той, что существовала в предыдущие годы?
— Саммит НАТО в июле 2018 года будет первым, который пройдет в новой штаб-квартире, строившейся с октября 2010 года. Насколько известно, основными его темами станут принятие плана повышения боеготовности Альянса и создание новых командований: Командования объединенными силами для Атлантики (Joint Force Command for the Atlantic) в Норфолке (США, штат Вирджиния) и Командования по логистике в Европе (Joint Support and Enabling Command) в Ульме (Германия, федеральная земля Баден-Вюртемберг). Эти командования призваны соответственно облегчить переброску американских войск в Европу через Атлантику и перемещение войск США и других стран НАТО по территории самой Европы. Кроме того, НАТО собирается создать в рамках новой структуры командования Центр киберопераций.
Предполагается, что на саммите будут обсуждаться вопросы борьбы с терроризмом, с так называемыми гибридными угрозами, кибербезопасность, а также расширение Альянса. Ожидается подписание новой декларации о расширенном партнерстве между НАТО и ЕС (первая декларация о сотрудничестве НАТО и Евросоюза была подписана на саммите в Варшаве в июле 2016 года).
Скорее всего, будет подтверждена политика НАТО в отношении России (сдерживание в сочетании с существенным диалогом), о продолжении которой министры иностранных дел НАТО договорились на совещании в Брюсселе 27 апреля 2018 года.
— Будет ли выступать в качестве одной из тем саммита вопрос о развертывании 30‑тысячного военного резерва НАТО «на случай нападения России»? Что стоит за этим заявлением? Насколько реализация этой идеи угрожает безопасности России?
— Так называемая инициатива «30‑30‑30‑30» (или «4 по 30») будет одной из центральных тем июльского саммита НАТО. Согласно этому плану, у НАТО к 2020 году должно быть 30 сухопутных батальонов (численностью от 600 до 1 000 военнослужащих каждый), 30 эскадрилий истребителей и 30 боевых кораблей, готовых к развертыванию в течение 30 суток с момента отдачи команды.
При этом, судя по имеющейся информации, речь идет не об увеличении общей численности Вооруженных сил Североатлантического альянса, а о повышении степени готовности уже существующих воинских формирований.
В сущности, будут созданы силы второго эшелона для Сил быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force), насчитывающих сейчас около 40 тысяч человек.
Инициатива «4 по 30» выдвинута США, которые настаивают на увеличении вклада своих европейских партнеров в противодействие России. И практически нет сомнения, что она будет одобрена в Брюсселе.
Понятно, что повышение степени боевой готовности войск НАТО, которое направлено против России (что не только не скрывается, но и всячески подчеркивается), явно не укрепит безопасность нашей страны. Можно не сомневаться, что реализация этого плана вызовет соответствующую реакцию (причем далеко не только словесную) со стороны России. Что, в свою очередь, отнюдь не укрепит безопасность НАТО и входящих в состав этого блока государств.
— Будут ли представители Польши и Прибалтийских стран использовать площадку саммита для лоббирования военных интересов в сфере модернизации своих вооруженных сил? В каком вооружении они наиболее заинтересованы и какое оружие им может быть реально предоставлено?
— Более вероятно, что Польша и страны Прибалтики будут настаивать на наращивании на своей территории сил США и других стран НАТО, что они делают с завидным упорством уже не первый год. Так, Польша выражала желание разместить у себя как минимум две американские дивизии, но сейчас уже согласна хотя бы на одну. Страны Прибалтики, в свою очередь, хотят иметь на своей территории, прежде всего, зенитные ракетные комплексы (ЗРК) Patriot из состава вооруженных сил США или других стран НАТО (к примеру, Германии и Нидерландов, которые уже отрабатывали возможность развертывания своих ЗРК в Прибалтике на учениях на острове Крит).
Если же говорить о модернизации вооруженных сил Польши и Прибалтики, то она уже идет и вряд ли будущий саммит НАТО внесет существенные коррективы в реализуемые планы. Так, Польша осуществляет масштабную программу модернизации вооруженных сил, рассчитанную до 2020 года. Существенный акцент в ней сделан на модернизацию ПВО и ПРО (в частности, недавно подписан контракт с США на поставки ЗРК Patriot).
Но не забыты и другие виды вооруженных сил. Так, польские ВВС уже получили американские малозаметные крылатые ракеты AGM‑158A JASSM и заключили контракт на поставки их более дальнобойной модификации AGM‑158В JASSM-ER. Сухопутные войска модернизируют немецкие танки Leopard 2A4 до нового стандарта Leopard 2PL, покупают колесные боевые бронированные машины (ББМ) Rosomak, 155‑мм самоходные гаубицы Krab и 120‑мм самоходные минометы Rak собственного производства, израильские противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) Spike‑LR и др.
С США заключен контракт на поставку дальнобойных реактивных систем залпового огня (РСЗО) WR‑300 Homar. Береговая оборона польских ВМС получила норвежские противокорабельные ракеты (ПКР) NSM. Модернизированы три польских корвета проекта 660, получивших шведские ПКР RBS‑5 Mk3.
Страны Прибалтики располагают меньшими средствами, и их закупки вооружений значительно более скромны. Эти государства уделяют особое внимание противовоздушной и противотанковой обороне.
Так, Литва закупает в Норвегии ЗРК средней дальности NASAMS 2, польские переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) Grom, американские переносные ПТУР Javelin; Латвия — шведские ПЗРК RBS‑70 и израильские ПТУР Spike; Эстония — французские ПЗРК Mistral 3 и ПТУР Javelin.
Все три страны получили или получат 155‑мм самоходные гаубицы, которых у них раньше не было вообще: Литва — подержанные немецкие гаубицы PzH 2000, Латвия — подержанные американские M109 из Австрии, Эстония — южнокорейские K9 Thunder. Литва покупает в Германии колесные бронетранспортеры (БТР) Boxer и подержанные американские гусеничные БТР M577, Латвия — в Великобритании подержанные гусеничные ББМ Sultan, Scimitar, Spartan, Samaritan, Samson, Эстония — в Голландии подержанные боевые машины пехоты (БМП) CV9035 шведского производства.
Во многих случаях, как мы видим, наряду с достаточно современными образцами вооружения и военной техники (скажем, БТР Boxer, самоходными гаубицами K9 или ПТУР Javelin) закупается «секонд-хенд» из наличия армий других стран НАТО, зачастую еще и устаревший по своим тактико-техническим характеристикам (как, например, британские ББМ в Латвии и американские БТР в Литве).
— Будет ли подниматься на саммите тема принятия в состав военного блока Украины и Грузии? Возможно ли в перспективе изменение правил НАТО, согласно которым страны с нерешенными территориальными вопросами не могут быть его членами?
— В рамках саммита в Брюсселе состоится трехстороннее заседание Украина — Грузия — НАТО, на котором будут обсуждаться членство этих государств в Альянсе и проблемы безопасности в Черноморском регионе. Венгрия, блокировавшая участие Украины в саммите из-за украинского закона об образовании, который, по ее мнению, дискриминирует венгерское национальное меньшинство, всё же дала согласие на такой формат. Но она по-прежнему блокирует двухстороннюю комиссию Украина — НАТО.
Грузия надеется вступить в НАТО до 2021 года. А президент Украины Петр Порошенко недавно заявил, что его страна вступит в НАТО до 2030 года. Однако пока ни Грузия, ни Украина всё еще не получили Плана действий по членству (ПДЧ) (Membership Action Plan, MAP) в НАТО, через выполнение которого должна пройти любая страна, желающая присоединиться к этому блоку. Получение ПДЧ требует консенсуса между всеми членами НАТО, а такому консенсусу препятствуют, прежде всего, нерешенные, по мнению Альянса, территориальные проблемы Грузии (Абхазия и Южная Осетия) и Украины (Крым и Донбасс).
Кроме того, ряд членов НАТО не хочет еще более обострять отношения с Россией. Венгрия же намерена блокировать вступление Украины в НАТО до тех пор, пока та не восстановит права, которые ранее предоставлялись национальным меньшинствам.
США и НАТО сейчас более заинтересованы в членстве в НАТО Грузии, так как эта страна в условиях обострения отношений Америки с Турцией может выступить своего рода «дублером» Анкары в данном географическом регионе. По мнению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, высказанному им 28 мая 2018 года на заседании сессии Парламентской ассамблеи НАТО в Варшаве, «Грузия имеет уже всё, что ей нужно, чтобы стать членом НАТО».
В начале этого года директор Центра международных исследований влиятельного американского Фонда «Наследие» (Heritage Foundation) Люк Коффи предложил принять Грузию в НАТО таким образом, чтобы под действие статьи 5 договора о коллективной обороне временно (до восстановления суверенитета Грузии) не подпадали бы территории Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии). Для этого Коффи предложил внести соответствующие поправки в статью 6 Североатлантического договора 1949 года, которая определяет конкретные территории в пределах данной страны, подпадающие под гарантию безопасности статьи 5 Североатлантического договора.
То есть в НАТО предложено принять всю Грузию, но гарантии безопасности Североатлантического альянса распространить только примерно на 80% ее территории.
Однако эта идея вызвала шквал критики в Грузии, глава МИД которой заявил, что Тбилиси не намерен идти на подобный компромисс.
Эксперты считают, что июльский саммит НАТО в очередной раз выразит «решительную поддержку» стремлению Грузии и Украины вступить в Альянс, но ПДЧ им, скорее всего, не предоставит, в том числе и для того, чтобы не ставить отношения с Россией на грань большого военного конфликта.
Возможно, Украину пригласят в Программу усиленных возможностей НАТО (Enhanced Opportunities Programme), предполагающую построение более глубоких и более специализированных двусторонних отношений. Грузия уже участвует в подобной программе с 2014 года (наряду с Финляндией, Швецией, Иорданией и Австралией).
Военно-политическая поддержка Грузии и Украины со стороны НАТО будет продолжаться. Ведь в конечном счете Альянсу важно держать эти государства в своей военно-политической орбите и иметь возможность использовать их вооруженные силы и территории в своих интересах. А это в принципе возможно и без формального членства.
Кроме того, ожидается, что на саммите Альянса будет решено начать переговоры о вступлении в НАТО с Македонией (если будет окончательно решен вопрос о переименовании этого государства, на чём настаивает Греция).