Недостаточно антироссийский: Прибалтика недовольна Зеленским
Алексей Ильяшевич
Успех шоумена Владимира Зеленского в первом туре выборов президента Украины неприятно удивил прибалтийских политиков. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что Украина не должна менять свою прозападную направленность после выборов, а глава Минобороны Латвии Артис Пабрикс вовсе заговорил об «инфекции популизма». Реакция более чем показательна: победа Зеленского бьет не только по действующему президенту Украины Петру Порошенко, но и по его верным товарищам-русофобам в Прибалтике.
Мифическое «балтийское единство», которое в последние годы трещит по швам, странным образом дало сбой и во время президентских выборов на Украине. На заграничных участках в Литве, Латвии и Эстонии украинцы голосовали совершенно по-разному.
В «братской» Литве, у президента которой с Порошенко сложились особо доверительные отношения, большинство избирателей поддержали нынешнего гаранта Конституции Украины: 37,93%. Зато в Латвии взял свое Зеленский: первое место с результатом 43,44%.
Больше всех удивила Эстония, в которой украинцы вывели на первое место кандидата от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрия Бойко.
Незадолго до выборов тот летал в Москву и договаривался о скидке на газ с премьер-министром России Дмитрием Медведевым.
Официальному Таллину явно стоит напрячься. Уж если украинская диаспора голосует за пророссийского кандидата, то русские в Эстонии и подавно «агенты Кремля»!
В целом же украинские заробитчане в Прибалтике отнеслись к выборам равнодушно (в Литве и Латвии суммарно проголосовало меньше 1200 человек). Зато власти стран Балтии проявили к ним живой интерес. Не прошло и суток после закрытия участков, а глава литовского МИД уже прокомментировал ход президентской гонки.
«Все кандидаты не обещали менять политику в принципе, — заявил Линкявичюс. — Думаю, что есть взгляды на борьбу с коррупцией, другие вещи, которые больше связаны с внутренней повесткой дня, но когда речь идет о внешних действиях, о подходе к будущему страны, принципиально прозападной точке зрения, это в основном то же самое».
В словах Линкявичюса есть доля истины. Да, Зеленский поддерживает курс на вступление Украины в НАТО и ЕС, не собирается прекращать сотрудничество с Международным валютным фондом (МВФ) или предпринимать меры по защите русского языка. Он четко расставил свои внешнеполитические приоритеты, когда заявил, что при встрече с Путиным скажет ему: «Наконец-то вы вернули наши территории».
Осуществлять идеологический разворот на 180 градусов Зеленский явно не планирует.
С другой стороны, Линкявичюс занимается самовнушением, пытаясь убедить себя и остальных, что «все кандидаты не обещали менять политику в принципе».
Лидер президентской гонки как раз и обещает поменять сами принципы государственного управления, избавиться от олигархов, сломать старую систему.
Стратегия Зеленского сегодня очень напоминает стратегию действующего президента на выборах 2014 года. Кандидат Порошенко тогда играл на поле объединения, а не раскола: выдвигал тезисы, под которыми с удовольствием подпишутся и «оранжевые», и «бело-голубые». Мирное урегулирование конфликта в Донбассе, всеобщий достаток, уничтожение круговой поруки в высших эшелонах власти…
Спустя пять лет Петр Алексеевич взял на вооружение триаду «армия, язык, вера» и решил сделать ставку на националистический электорат. Результат оказался позорным.
Зеленский, напротив, сумел объединить вокруг себя страну. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на электоральную карту регионов после подсчета почти 100% бюллетеней. Зеленский обошел конкурентов во всех областях, кроме Донецкой, Луганской, Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской (то есть везде, кроме крайнего востока и крайнего запада, где его позиции все равно довольно сильны).
Перечислять причины лидерства юмориста можно долго. Но есть моменты, на которые лидерам стран Балтии стоит обратить особое внимание.
На выборах президента Украины побеждает кандидат, который во время избирательной кампании говорит сугубо о внутренних проблемах, а не о «путах Москвы». В прибалтийской системе координат он «опасный популист» и «полезный идиот Путина».
«Первый этап выборов президента Украины показывает, что в современном мире инфекция популизма затронула и эту страну. В будущем ситуацию осложнит и de facto состояние войны с Россией», — утверждает министр обороны Латвии Артис Пабрикс.
Конечно, инфекция коррупции, мародерства и заработка на крови, которую распространяет Порошенко, не так опасна. И вообще, Петр Алексеевич — свой парень. Но лидер студии «Квартал 95» загнал его в электоральное гетто Галичины, выписав приговор всей майданной идеологии.
Литовские власти этому явно не обрадовались.
Ведь режим Порошенко был создан буквально по образу и подобию постсоветской Прибалтики, где внешняя политика доминирует над внутренней, а объективные экономические интересы кладутся на алтарь русофобии.
Феномен Зеленского заставляет Прибалтику понервничать еще и потому, что юморист действительно встряхнул существующую политическую систему.
Со времен президента Кучмы, который вручную создавал кланово-олигархические группировки, эта система казалась незыблемой. Случайные люди в нее не попадали. И список потенциальных соперников Порошенко до недавнего времени выглядел весьма уныло: Тимошенко, которая уже двадцать лет метит в президентское кресло, министр обороны 2005–2007 годов Анатолий Гриценко, соратник беглого президента Януковича Юрий Бойко…
И вдруг выясняется, что со сцены юмористического шоу «Вечерний квартал» буквально за несколько месяцев можно запрыгнуть в кресло президента. При этом даже напрягаться особо не стоит!
В Литве партия консерваторов во главе с Витаутасом Ландсбергисом тоже сделала все возможное, чтобы законсервировать существующую систему. После импичмента «неправильного» президента Роландаса Паксаса она работает без сбоев.
Но где гарантии, что в Литве не появится свой Зеленский?
В сущности, для этого нужно не так уж много: позитивный имидж, повсеместная узнаваемость, доступ к популярному телеканалу и деньги на проведение избирательной кампании.
О демонтаже существующей системы на Украине речь не идет. Поменять внешнеполитический курс страны Зеленский не сможет, даже если очень захочет. С другой стороны, Линкявичюс не случайно озаботился дальнейшим «развитием» Украины.
Порошенко в случае переизбрания был бы заложником своей оголтелой русофобской политики, а у нового президента появляется небольшое пространство для маневра.
К примеру, Зеленский не делал главным столпом своей энергетической политики отказ от российского газа, который Украина все равно закупает втридорога на западной границе, поэтому он вполне может предложить закупать «голубое топливо» у «Газпрома» напрямую. Эта идея давно витает в воздухе — не хватает только политической воли, чтобы ее реализовать.
Зеленский не начинал кампанию декоммунизации, которая с годами приобретает совершенно уродливые формы и встречает сопротивление населения по всей стране, — он может ее смягчить.
В конце концов, при Зеленском не составлялись списки артистов, которые «угрожают национальной безопасности» и не могут посещать страну. Среди них оказался главный герой «Сватов» Федор Добронравов, из-за которого на Украине запретили показ самого сериала. А продюсером и сценаристом «Сватов» был не кто иной, как Владимир Зеленский. Продолжить логическую цепочку нетрудно.
Главный «декоммунизатор» Украины, председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович уже почувствовал, что запахло жареным. «Они готовы сдать культуру, язык, историю. Самое главное из того, что мы завоевали за последние пять лет», — пишет он на своей странице в Facebook.
Готов Зеленский или нет, но общественное мнение действительно будет подбивать его к искоренению самых уродливых проявлений майданного мракобесия. Ортодоксальных русофобов в странах Балтии это явно не обрадует.