Политика Политика

Офис Зеленского «пилит» бюджет на русское ТВ для Донбасса

Новый эфирный русскоязычный телеканал, который якобы будет вещать только на Донбасс, должен заработать 15 февраля. Что нового он может показать дончанам, которые смотрят российские каналы, остается неясным. При этом 23 наиболее популярных украинских телеканала недавно закодировали свои сигналы со спутника, и теперь для того, чтобы их смотреть, необходимо купить приставку к телевизору за 44 доллара и платить по 2 доллара ежемесячно. Понятно, что дончане (впрочем, как и многие жители Украины) вряд ли на это раскошелятся; они продолжат бесплатно смотреть российские и другие доступные каналы. Идея с русскоязычным телеканалом для Донбасса на таком фоне предстает чистым «распилом».

Автор этой идеи — замглавы Офиса президента Кирилл Тимошенко, считающий, что канал должен стать элементом проукраинской пропаганды на неподконтрольных территориях и способствовать их информационной реинтеграции на Украину. Предполагается, что поначалу канал будет транслировать украинско- и русскоязычные развлекательные программы, фильмы и собственное информационное вещание.

Министр культуры Владимир Бородянский обозначил задачи этого СМИ: «Сделать так, чтобы на временно оккупированных территориях люди знали правду о том, что происходит на Украине, чтобы мы начали с людьми, которые живут на этой территории, вести диалог в эфире этого телеканала. Необходимо донести правдивую информацию».

Возникает наивно-риторический вопрос: если этот канал собирается вещать правду, только правду и ничего, кроме правды, не значит ли это, что остальные украинские телеканалы распространяют исключительно ложь?

Какова цена вопроса нового СМИ? Точное число названо не было, но из кулуарных источников известно о стартовом финансировании в 18 млн долларов. Хотя предполагается, что канал будет вещать только на неподконтрольные территории Донбасса, вряд ли будут большие технические проблемы с тем, чтобы распространять его на всю территорию Украины.

И это вполне логично и оправданно, поскольку у «зеленой» команды нет своего телерупора.

Основные отечественные каналы принадлежат украинским олигархам Ринату Ахметову, Виктору Пинчуку (то есть они подконтрольны Джорджу Соросу), Петру Порошенко и, как утверждают, Виктору Медведчуку.

Никто из этих телемагнатов к Зеленскому, мягко говоря, симпатий не испытывает.

Так что создать собственный медиаресурс, да еще и за бюджетные средства, весьма соблазнительно.

Есть у нововведения и неясный правовой аспект. Киев создает русскоязычный телеканал, в то время как в стране действует подписанный год назад Петром Порошенко закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». А он предписывает использование государственного языка во всех сферах общественной жизни, в том числе и в СМИ — каналы 90% эфирного времени должны вещать на украинском.

Хотя Владимир Зеленский в предвыборный период заявлял, что жители Украины имеют право общаться на русском языке, и обещал тщательно проанализировать указанный закон, после избрания президентом он об этом начисто забыл.

И даже более того — в январе 2020 года Верховная рада приняла другой закон, фактически отменяющий обучение на русском языке после начальной школы.

Как отметила в беседе с RuBaltic.Ru публицист Елена МАРКОСЯН

, идея нового русскоязычного телеканала с вещанием на Донбасс постепенно подвисает: и денег на него, по сути, нет, и вещание только на русском языке не укладывается в варварскую украинизацию.

«[Ярая русофобка и «порохоботка» Елена] Трибушная руководить каналом не захотела, а объяснить происходящее только желанием распилить бюджет невозможно. Потому что на самом деле этот бюджет для телеканала маленький и красть там особо нечего — за такие деньги можно только ретранслировать общеукраинские новостные ленты. Содержать собственные команды репортеров, райтеров и журналистов выделенного бюджета не хватит.

В чем же проблема? А она проста: телеканал в Донбассе будут смотреть только в том случае, если на нем появится информация о самом регионе: о том, как там живут люди и что их волнует, как они видят свое будущее и тому подобное. Такие программы в украинском сегменте СМИ никто не делает. Но это — одна проблема.

А вторая — возможность появления собственной новостной повестки, которая выпадет из того, что сегодня навязывают украинцам.

Риторика про агрессора, оккупацию, украинизацию и тому подобное для Донбасса не подходит, а такие медийщики-пропагандисты, как Трибушная, в другом формате не умеют и неспособны работать.

Так что идея побороться за умы соотечественников опять оказалась в тупике. И реализовать ее не получится до тех пор, пока на территории всей Украины не будут соблюдаться права и свободы русскоязычного населения, да и просто право людей на свободу выражения своих мнений», — заключила Маркосян.

С публицисткой солидарен политобозреватель Александр ФОМИН. Он не видит оснований для создания русскоязычного телеканала, если по отношению к рядовым дончанам будет применяться все та же риторика ненависти.

«Для начала нужно понять: нужен ли им Донбасс? Когда появится это понимание, будет достаточно изменить информполитику на уже существующих телеканалах. Тем более что в Донецке понимают и украинский, и русский языки.

И вообще, в Украине такое обилие информационных телеканалов, что их количество не переходит в качество. Скорее всего, проект ТВ для Донбасса — это очередное выкачивание денег из бюджета.

И да, я не припомню, чтобы украинские госмедиа были эффективными. С учетом факта бюджетного финансирования предполагаю, что канал будет эдаким мини УТ-1, но только на русском языке: официоз, сводки, мнения переехавших дончан.

Тем более что низкие рейтинги всегда можно будет обосновать тем, что телеканал выполняет важную функцию государственной политики», — поясняет Фомин.

Директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел РУДЯКОВ в разговоре с RuBaltic.Ru признался, что этот канал — чистая схема для получения и освоения денег из бюджета, ибо с содержательной точки зрения он несостоятелен.

«Над его контентом, который мог бы при определенных условиях реально работать на формирование позитивной репутации Украины и Киева в ДНР-ЛНР, никто даже не задумывается. Впрочем, и объективно придумать такой контент в нынешних условиях крайне проблематично. Особенно если учесть, что в Киеве сохраняется махровый антидонбасский дискурс, сформированный при Петре Порошенко. А о Трибушной говорить нет смысла, она — пешка, к тому же червивая», — заключил Рудяков.

Политтехнолог Василий СТОЯКИН тоже убеждён: новый канал нужен чисто для распила средств — жители Донбасса и так имеют возможность смотреть украинские каналы, но не делают этого, так как не верят им.

Замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий ПЕСЕЦКИЙ признаётся, что изначально предполагал: телеканал для вещания на Донбасс создаётся для решения двух задач.

«Первая — распил бюджетных средств. Вторая — для галочки, чтобы формально показать "новые" подходы "новой" власти в гуманитарно-информационной политике по отношению к жителям неподконтрольных территорий.

Возможно, демарш Трибушной говорит о том, что для решения первой задачи она точно не подошла. Что касается второй, то её может решить любой "специалист". А насчёт нарушения законов об украинизации — с учётом того, что в стране действует система избирательного права (или, точнее, политической целесообразности применения этого права), то власть бы просто закрыла глаза на формальные нарушения ею же принятых законов. Кто с неё за это спросит?», — задался риторическим вопросом Песецкий. 

С самого начала афера с созданием специализированного телеканала для вещания на Донбасс имела две составляющие — идеологическую и материальную, отметил член оппозиционной партии «Союз левых сил» Александр ГОЛУБ.

«Идеологическая была притянута за уши, ибо жители Донбасса не изолированы от остальной Украины и прекрасно знают, что и как там происходит. И именно потому не хотят быть вместе с ТАКОЙ Украиной.

Новый телеканал при всем желании никак не может сотворить иллюзию существования нормальной Украины, в которой "все хорошо". Кроме того, он не выдержал бы никакой конкуренции по уровню профессионализма, наполненности интересным контентом, широте представляемых мнений с российскими телеканалами.

Гораздо более любопытной выглядит материальная сторона вопроса. Можно клепать откровенную лажу, приправленную ура-патриотизмом, взамен осваивая неплохие бюджетные деньги; из желающих урвать такой жирный кусок выстроилась очередь.

То, что канал может нарушить требования повальной украинизации, мало кого беспокоит. Инициаторы и сами никогда эти законы не выполняли, да и не заморачиваются по подобным поводам. В крайнем случае можно принять специальный указ об исключении из правил, руководствуясь высшими целями.

А сам проект как был аферой, прикрытой патриотическим флером, так им и остался», — подчеркнул Голуб.

Читайте также
30 января 2020
Зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) началась с очередного унизительного поражения Украины и Прибалтики — главных сторонников политической изоляции РФ.
31 января 2020
С марта 2020 года гражданам Украины запретят выезжать в РФ по внутренним паспортам. Основная цель данной инициативы — еще больше усложнить украинцам выезд в Россию, а заодно дополнительно заработать на продаже паспортов.
31 января 2020
В аэропорту Вильнюса при прохождении паспортного контроля задержана корреспондент телеканала «Звезда» Юлия Шатилова. Сотрудники посольства России в Литве выясняют обстоятельства инцидента.
30 января 2020
На Украине под патронатом Киевской мэрии в начале февраля пройдут Бандеровские чтения.