4 ключевых вывода из поездки госсекретаря США вдоль границ России
Александр Носович
Госсекретарь США Майк Помпео совершил турне по бывшим советским республикам. За несколько дней поездки Помпео посетил Украину, Беларусь, Казахстан и Узбекистан. Выступления госсекретаря США на постсоветском пространстве дают понять, какие задачи стоят перед Соединенными Штатами в регионе и чего ждать постсоветским странам от сотрудничества с Вашингтоном. Аналитический портал RuBaltic.Ru сделал 4 ключевых вывода по итогам поездки госсекретаря США.
1. Сотрудничество с Вашингтоном — на условиях полного подчинения
Майк Помпео наглядно продемонстрировал всю степень презрения американской дипломатии к принципам суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Это презрение США демонстрируют постоянно, однако вояж госсекретаря показал, что их отношение к постсоветским республикам ни в коем случае не является исключением.
В Киеве Помпео фактически признал Православную церковь Украины (ПЦУ) проектом США: встретился с раскольничьим патриархом Епифанием и заявил тому, что Вашингтон работал и работает над укреплением позиций ПЦУ и ее международным признанием.
В Нур-Султане госсекретарь США рассказал о «вреде суверенитету страны», который несут российские и китайские инвестиции, призвав заменить их американскими.
Наконец, в Минске он заявил об обеспокоенности правами человека в Беларуси и обещал президенту страны Александру Лукашенко, что США будут «продолжать продвигать изменения» в этой области.
В контексте намерения вернуть в Беларусь американского посла это звучит прямым обещанием возродить в Минске пятую колонну и подталкивать белорусов к свету общечеловеческих ценностей путем принудительной «демократизации».
То есть никаких компромиссов от американцев ждать не приходится. В уже зависимых от них странах они просто диктуют внутреннюю политику, по отношению к независимым работают над тем, чтобы устроить «демократическую революцию» и сделать их зависимыми.
Обладающие субъектностью лидеры и элиты для Вашингтона неприемлемы.
Американцы в любом случае работают над тем, чтобы рано или поздно их убрать, заменив целиком и полностью подчиненными себе кадрами.
2. Бонусов за сближение с США не будет
Главной наградой за сотрудничество с США в Вашингтоне, судя по Помпео, видят чувство глубокого морального удовлетворения от гордого звания американского союзника. Потому что более существенных бонусов американцы не предлагают.
Примечательна здесь Украина, которую госсекретарь США многократно обещал поддерживать, но при этом увернулся от уточняющих вопросов президента Владимира Зеленского о конкретной материальной поддержке.
Приверженность санкционному курсу против России — да, но запрос Зеленского об отмене американских пошлин на продукцию украинской металлургии, главной отрасли экономики Украины, остался без ответа.
На следующий день после этого особенно выразительно прозвучали слова Помпео о готовности стопроцентно обеспечивать Беларусь американской нефтью «по конкурентным ценам».
По конкурентным — то есть по тем, что существуют на рынке, которые выгодны продавцу, а также включают в себя затраты на перевозку и перевалку в морских портах. Субсидированием и льготами для Восточной Европы американцы не отличались даже в 1990-е годы, что уж говорить про трамповскую эпоху национального эгоизма?
3. Постсоветские республики интересны США только в целях «геополитической игры»
Характерная черта американской внешней политики, продемонстрированная поездкой Майка Помпео, — абсолютное и возведенное в принцип презрение к национальной специфике, историческим связям и интересам других государств. Во всех посещенных им постсоветских странах госсекретарь США выдал стандартный набор слов про соблюдение прав человека, борьбу с коррупцией и движение по пути к демократии, с которым Соединенные Штаты могут помочь.
Конкретика в речах Помпео появлялась только тогда, когда речь заходила об отношениях Украины, Беларуси, Казахстана и Узбекистана с Россией и Китаем. Суверенитет и независимость этих стран упоминались исключительно в контексте «угрозы», которую несет этим суверенитету и независимости сотрудничество с русскими и китайцами. В таких случаях госсекретарь США отвлекался от разбора судебной реформы и энергетической политики принимающей стороны и подчеркивал, что Соединенные Штаты являются сторонниками ее суверенитета и независимости.
Очевидно, что сами по себе бывшие советские республики американцев не интересуют: они нужны Вашингтону исключительно как козыри в «геополитической игре» на ослабление России и Китая — двух стран, которые уже разрушили американское мировое господство.
Отрыв от России и Китая соседних стран, экономически, культурно и политически тесно связанных с ними, видится в Госдепе эффективной мерой такого ослабления. Колоссальный шок, который испытают эти страны от разрыва жизненно важных для них исторических связей, — те самые местная специфика и нюансы, которые американцев не интересуют.
Ярчайший пример — Казахстан, где Майк Помпео встретился с этническими казахами из Китая и призвал власти республики бороться с преследованием в Китае казахского меньшинства. При том, что Казахстан дискриминацию в Китае казахского меньшинства отрицает.
Фактически это была провокация эмиссаром из Вашингтона регионального конфликта в Центральной Азии.
Соединенным Штатам, безусловно, выгоден межнациональный конфликт в приграничье Китая и Казахстана. То, что такой конфликт не выгоден Казахстану, — проблемы Казахстана.
4. Россия в «геополитических играх» не участвует
Реакция России на вояж госсекретаря США вдоль ее границ с антироссийскими месседжами — еще одни важный итог поездки Помпео. Потому что как таковой реакции нет. Есть резонанс у политизированной интернет-публики, но руководство страны тему не комментирует, как не комментировало недавние вояжи по постсоветскому пространству Уэсса Митчелла, Джона Болтона и других представителей Вашингтона.
Тогда на вопросы журналистов в Кремле пожимали плечами и говорили, что члены ЕАЭС и ОДКБ — независимые суверенные страны; пускай встречаются с кем захотят. Активизации взаимодействия с соседями после визитов туда американцев не происходило, никаких потрясающих предложений для соседних стран из Москвы не поступало.
Официальное равнодушие Москвы показывает, что со времен приснопамятной истории 2013 года вокруг ассоциации Украины с ЕС, которую Виктор Янукович превратил в аукцион между Россией и Западом (кто даст большую цену за Незалежную), отношение Кремля к постсоветским республикам существенно изменилось.
Украина показала, что даже ее отрыв оказался неспособен остановить усиление России и ее возвращение к статусу сверхдержавы. Он только подстегнул этот процесс, а весь болевой шок от разрыва пришелся не на Россию, а на саму Украину.
Поэтому Россия больше не хочет участвовать в навязываемых ей торгах и настраивается вместо этого на системную работу с ближним зарубежьем по собственным правилам.
Другой вопрос, что роль сверхдержавы предполагает защиту союзников. США в последние годы стремительно лишаются сверхдержавного ореола именно из-за предательства союзников по всему миру. В этом плане Россия, конечно, должна прийти на помощь странам-союзницам в случае военной интервенции или попытки «смены режима».
Однако и здесь есть нюансы. Чтобы впрягаться за союзников, последние действительно должны считаться Россией союзниками…