Латыш — «оккупант», который верил в коммунизм: кем был основатель Латвийской ССР
Александр Филей
Все руководители Латвийской ССР были этническими латышами, а советский строй в 1940 году латыши начали устанавливать еще до прихода на их хутора Красной армии. В современной Латвии принято упорно замалчивать эти факты как подрывающие доктрину «советской оккупации». Аналитический портал RuBaltic.Ru намерен исправить эту несправедливость. Сегодня мы расскажем об Августе Кирхенштейне — первом руководителе Советской Латвии, который дал латышам бесплатное образование и медицину.
Август Кирхенштейн был яркой и многогранной личностью. Это был Врач с большой буквы, который внес свой вклад в развитие отечественной медицины. Он исследовал ключевые проблемы иммунологии, витаминологии, много внимания уделял изучению развития и структуры бактерий.
Кирхенштейн родился в 1872 году на севере Лифляндской губернии в поселке Мазсалаца. Рос в крестьянской семье. Хорошее отношение к коровам и лошадям, основным кормилицам любого крестьянина, побудило юношу к занятиям ветеринарией. В 1902 году Август поступил на отделение ветеринарии Юрьевского университета, который тогда располагался в Лифляндии, а после 1919 года оказался в составе Эстонии.
Получив профессию, он отправился применять навыки на практике в Вольмар (Валмиеру) и Лемзель (Лимбажи).
К 1905 году увлекся общественной деятельностью: поддерживал стихийные крестьянские выступления во время революции, когда группировки латышей громили усадьбы немецких помещиков.
Тогда Август Мартынович проникся марксистской идеологией.
Революционные выступления потерпели поражение, и Кирхенштейн отправился в эмиграцию в Швейцарию. Там познакомился с опытным фтизиатром Карлом Шпенглером, у которого работал ассистентом с 1911 года.
Так продолжалось до драматических событий Первой мировой войны.
С первых же выстрелов Август Мартынович из патриотических побуждений отправился добровольцем в Сербию, где поступил на службу ветврачом в армию. Лечил лошадей и людей.
В 1917 году Август Кирхенштейн вернулся в Латвию, где начали происходить значимые политические перемены: император свергнут, в Лифляндии и Курляндии формируются временные комитеты, большевики начинают претендовать на альтернативную власть. В это время латышские безземельные крестьяне и рабочие, уставшие от бессмысленных военных действий, решили создать Исколат (Исполком Совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии), фактически первый полноценный орган местной администрации, пользовавшийся реальной массовой поддержкой. Август Кирхенштейн возглавил ветеринарный отдел Исколата.
В январе 1919 года, после провозглашения советской власти в Риге, Август Кирхенштейн получил важное назначение — он возглавил Комиссариат народного здравоохранения (фактически став главой Минздрава первой советской республики).
Правительство Стучки и Данишевского просуществовало до 22 мая 1919 года, пока Ригу не захватили белогвардейцы и бойцы ландесвера. После этого Кирхенштейн сконцентрировался на преподавательской деятельности, став работником Латвийского университета.
В 1923 году, в условиях независимой Латвии, он стоял у истоков первой Сывороточной станции и долгие годы был ее главой. В этом же году он впервые в независимой Латвии защитил докторскую диссертацию.
Август Мартынович Кирхенштейн сыграл важную историческую роль во время судьбоносных для Латвии событий 1940 года. Дополнительный контингент Красной армии вошел в Ригу 17 июня 1940 года в соответствии с межгосударственным соглашением между СССР и Латвией, подписанным правительством Карлиса Ульманиса 18 октября 1939 года.
По этому договору советская сторона получила право разместить в Латвии военные базы. Риск нацификации Ульманиса и его ближнего круга тем не менее существовал, поэтому руководство СССР вынуждено было действовать на опережение.
Многочисленные жители Риги стихийно вышли на улицу, чтобы приветствовать вход красноармейских подразделений, однако полицейские структуры открыли огонь по манифестантам, что привело к жертвам.
В деревнях и отдаленных городах протестное движение местных коммунистов-подпольщиков набрало силу. Непреложный исторический факт: советская власть в Латвии летом 1940 года зачастую устанавливалась на местах еще до прихода туда Красной армии.
20 июня 1940 года в Латвии было сформировано народно-демократическое правительство Августа Мартыновича Кирхенштейна, который на тот момент был видным микробиологом, иммунологом и преподавателем Латвийской сельскохозяйственной академии в Елгаве. Одни из первых указов правительства Кирхенштейна — введение бесплатного образования и бесплатного медицинского обслуживания; повышение зарплат рабочим фабрик; снижение платы за коммунальные услуги.
Примечательно, что все аккредитованные в Латвии зарубежные дипмиссии, а также зарубежные послы бывшего правительства Карлиса Ульманиса признали смену строя в Латвии и легитимность правительства Августа Кирхенштейна.
14–15 июля состоялись первые за более чем 7 лет прямые выборы в Народный Сейм Латвии. Единогласную поддержку получил Блок трудового народа, за который было отдано 1 155 807 голосов. При этом в республике проживало около 1,9 миллиона человек. Даже если предположить, что те, кто не явился на избирательные участки, исповедовал антисоветские настроения или не проявил интереса к политическим переменам, поддержка советизации Латвии в июле 1940 года была подавляющей.
Уже 21 июля 1941 года Народный Сейм Латвии провозгласил восстановление в Латвии советской власти. Этот день стал днем основания Латвийской Советской Социалистической Республики.
В Москву от Сейма была отправлена делегация в составе 20 человек, которой выпала историческая миссия внести предложение о включении Латвийской ССР в состав Советского Союза.
Делегацию возглавил микробиолог Август Кирхенштейн. Он же от имени делегации из Латвии вносил это предложение в Верховный Совет СССР, который рассмотрел соответствующий проект закона, предложенный депутатом от Узбекской ССР Юлдашем Ахунбабаевым 5 августа 1940 года.
Для большой части населения Латвии вхождение в СССР стало вхождением в семью братских народов.
Между тем Август Мартынович не оставлял академическую деятельность. В 1946 году он создал и возглавил Институт микробиологии Академии наук Латвийской ССР. Это было выдающееся научное заведение, внесшее огромный вклад в историю республики. А еще позже, в начале 1950-х годов, Кирхенштейн, бывший заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР, принимал участие в официальных встречах и переговорах на высочайшем государственном уровне.
Уже позже Август Кирхенштейн повлиял на разрядку в отношениях между руководителями СССР и Югославии. Известно, что в эпоху Сталина отношения с Югославией были весьма натянутыми.
Никита Хрущев, придя к власти, уделил много внимания нормализации отношений с Иосипом Брозом Тито. В 1956 году президент Югославии получил приглашение посетить Москву. На тот момент Кирхенштейн находился в столице и исполнял обязанности председателя Президиума Верховного Совета СССР. Как вспоминает хирург Виктор Калнберзс, вечером после официального приема было организовано застолье. Хрущев, Булганин, Тито и Кирхенштейн пытались завязать разговор, но обстановка была напряженнной. Тогда Август Мартынович начал вспоминать 1914 год, когда он принимал участие в войне в качестве ветеринарного врача сербской армии.
Рассказ Кирхенштейна развеселил президента Югославии и разрядил напряженную атмосферу. Общение продолжилось в дружелюбной обстановке, и Иосип Броз Тито уезжал из Москвы в приподнятом настроении.
Известно, что лидер СССР Никита Сергеевич Хрущев впоследствии лично поблагодарил Кирхенштейна за неформальный вклад в достижение долгожданной «оттепели» в сложных советско-югославских отношениях.
По воспоминаниям коллег-врачей и чиновников, Кирхенштейн был скромным, общительным человеком, профессиональным ученым. После ухода с должности фактического руководителя Латвии (председателя Президиума Верховного Совета ЛССР) ему по личному распоряжению Сталина была предоставлена дача-резиденция в Лиелупе, автомобиль с водителем и милицейская охрана. Август Мартынович проживал в доме в Межапарке и организовывал приемы в праздничной обстановке.
В 1950-е годы в гостях у микробиолога побывали партизан Вилис Самсон, писательница Анна Саксе, оперный певец Александр Дашков, театральный режиссер Эдуард Смильгис, писатель Андрис Упитс, писатель Александр Фадеев, режиссер Григорий Александров и многие другие известные деятели культуры и политики.
Август Кирхенштейн был настоящим государственным лидером и в годы своего правления не забывал о научной деятельности.
Период 1940-х годов породил целую яркую плеяду прибалтийских политиков, для которых на первом месте были национальные интересы Латвии в составе интернационального СССР. Современным политикам независимой Латвии стоило бы поучиться у них настоящему патриотизму.