Чего Запад хочет от Беларуси: кристальная ясность в Литве
Александр Носович
В Вильнюсе прошел VIII Международный конгресс исследователей Беларуси. Организаторы вынесли на него темы смены власти в Беларуси, «исторического выбора» страны между Западом и Россией, поддержки в Беларуси наследия Великого княжества Литовского и развития дипломатических отношений Минска со странами НАТО. Темы конгресса, состав участников и их заявления — наглядная иллюстрация того, какие задачи ставит Запад по Беларуси и какие мысли пытается вбить в головы белорусских коллег.
Простое перечисление тем круглых столов на полях VIII Международного конгресса исследователей Беларуси.
«Политическая реформа и транзит власти: сценарии, возможности и риски. Беларусь и опыт других постсоветских стран». Краткое описание темы круглого стола: «Обсуждение посвящено рассмотрению политической реформы и транзита власти в Беларуси: какие возможности для страны это открывает?»
Следующая дискуссия: «Дипломатические отношения между Германией и Беларусью». Вроде бы ничего особенного, но вчитаемся в описание. «Первые государственные образования на территории современной Беларуси — Полоцкое и Туровское — возникли в 10 веке, а затем попали под власть киевских князей».
То есть организатор круглого стола, изгнанный в свое время из Минска Фонд Адэнауэра, так, между делом, в подводке к истории белорусско-немецких отношений подпитывает националистический миф о том, что Полоцкое княжество было первым белорусским государством, которое «оккупировала» Киевская Русь.
Далее тот же Фонд Адэнауэра ненароком упоминает, что независимое белорусское государство (БНР) было провозглашено в дни пребывания в Минске немецкой армии, а после распада СССР независимость Беларуси «была восстановлена».
Следующее мероприятие: «Российские ценности или европейские блага». Презентация социологических исследований Белорусской аналитической мастерской об изменении геополитической ориентации белорусов.
Белорусская аналитическая мастерская — частная организация социолога Андрея Вардомацкого, данные которой обильно цитируют оппозиционные белорусские и работающие по Беларуси западные СМИ.
В Вильнюсе мастерская представила громыхнувшее в информационном пространстве исследование о том, что поддержка союза с Россией в белорусском обществе достигла многолетнего минимума.
Результаты исследования не удивляют, учитывая, в каком контексте они были озвучены. Удивительно было бы, если бы в Вильнюсе презентовали исследование, по которому количество дружески настроенных к РФ белорусов хотя бы остается неизменным.
Исследование же Вардомацкого идеально соответствует заданному тренду. И в этом отношении на самом деле состоит ценность Международного конгресса исследователей Беларуси. Он ясно показывает, какой хочет видеть Беларусь Запад и какие мысли навязывают белорусам проводники его влияния на постсоветском пространстве — литовские организаторы мероприятия.
«Правильная» Беларусь — это Беларусь, в которой победила антироссийская националистическая мифология, принята оккупационная доктрина, произошла смена власти, а белорусский народ отвернулся от союза с Россией.
Такая концепция Беларуси неудивительна, если учесть, что конгресс проходит в Вильнюсе. Его полная программа впечатляет количеством мероприятий о Великом княжестве Литовском, наполненных, надо полагать, воспоминаниями о том, как доблестные литвины в тандеме с поляками пировали в Кремле.
Организационные площадки этого действа — одиозные в своей антибелорусской деятельности Вильнюсский институт международных отношений и политических наук (площадка, на которой прочно закрепились литовские консерваторы — борцы с Белорусской АЭС и «режимом Лукашенко» вообще) и Европейский гуманитарный университет (база обучения уличным протестам белорусской оппозиции, был изгнан из Минска).
Ответственные за проведение — литовские эксперты, борцы за экспорт демократии в «последнюю диктатуру Европы» и ее отрыв от России.
Многим из них запрещен въезд в Беларусь за вмешательство во внутреннюю политику и неприкрытую поддержку белорусской оппозиции.
Выступления на конгрессе они делали соответствующие. «Хотите тесно общаться с Кремлем — общайтесь, мы не будем насильно втягивать вас в ЕС, это невозможно. Но если хотите отдалиться, спросите у нас, как мы вам можем помочь», — говорил глава литовского офиса Freedom House (запрещен в Беларуси) Витис Юрконис.
Далее Юрконис сообщает, что все белорусские коллеги согласны с ним, что пора менять ситуацию, при которой все в стране завязано на одном человеке (Лукашенко), и в Беларуси есть серьезные заинтересованные группы на уровне гражданского общества, готовые начать большой диалог с ЕС.
Участие в вильнюсских мероприятиях с подобными организаторами может обернуться серьезной «подставой» для приглашенных туда с целью имитировать плюрализм белорусов и россиян, которые лояльны своим странам и не живут на западных грантах.
Многообразие мнений для организаторов никакой ценности не имеет — их позиция по Беларуси ясна, четка и прозрачна. От России отторгаем, «батьку» свергаем, сажаем во власть свою пятую колонну, прописываем в учебниках истории тезисы о вековой оккупации и тысячелетней вражде белорусов и русских, тащим в НАТО и Евросоюз.
И в этой ясности и прозрачности, повторимся, ценность Международного конгресса исследователей Беларуси. Чего добивается Запад — честно и откровенно.
Альтернативные точки зрения там все равно тонут в общем антироссийском и антибелорусском потоке, а то и искажаются, перевираются и вырываются из контекста.
Так стоит ли искажать своими серьезными взвешенными оценками эту кристальную ясность и чистоту понимания того, какие у Беларуси западные соседи и как они на самом деле относятся к белорусскому праву на суверенитет, независимость и выбор союзников?