Екабпилс – восьмой по численности населения город в Латвии, стоящий на реке Даугава и находящийся посередине между Ригой и восточной границей страны. Город, который мы знаем сегодня, был образован в 1962 году, после постройки моста через реку, это объединение двух городов – Крустпилса и Екабпилса. А статус республиканского значения он получил в 2009 году, после административной реформы. О том, чем сейчас живёт этот город, порталу Rubaltic.ru рассказал председатель Екабпилсской думы Леонид САЛЦЕВИЧ:
- Г-н Салцевич, вы — мэр Екабпилса с 1997 года. Скажите, пожалуйста, как изменился город за это время?
- Если отвечать на ваш вопрос коротко, то могу сказать, что до 1997 года о Екабпилсе в основном говорили раз в год, в конце марта или начале апреля, когда случалось наводнение. Сейчас же о Екабпилсе говорят совсем другое. Это уже тот город, где интересно жить, и жители гордятся своим городом, можно сказать, являются его патриотами. Сейчас Екабпилс называется «городом хороших перемен».
Если же говорить конкретно о том, что было сделано, то в период с 2007 по 2014 год в город было вложено 75 миллионов евро, полученных как из различных европейских фондов, например, PHARE, так и государственного финансирования. Во-первых, была приведена в порядок тепловая система, так, чтобы можно было уменьшить тариф на отопление. Также была проведена замена канализации, водоснабжения и очистных сооружений. Параллельно мы отремонтировали все здания школ, некоторые из них были в таком плохом состоянии, что один раз там сломался лестничный пролёт и придавил ребёнка. Болезнь многих городов Латвии — это состояние дорог. Главные артерии мы привели в порядок, сделали новые круговые развязки, а сейчас занимаемся ремонтом второстепенных дорог.
Естественно, мы также заботимся и о культурном отдыхе горожан и гостей города. Была отремонтирована наша летняя эстрада. И здесь мы не пошли по пути наших соседей из Резекне, где был просторен большой концертный зал. Мы очень хорошо понимаем, что это большие затраты, поэтому мы пошли другой дорогой — больше ориентируясь на проведение летних концертов на нашей эстраде. Кроме этого, у нас прекрасная новая больница, в которой был проведён капитальный ремонт. Конечно, работы ещё очень много, но шаг за шагом мы делаем свою работу, и народ видит эти перемены. Могу сказать, что люди сами участвуют в этих переменах и помогают делать свой город лучше.
- Какие, на ваш взгляд, главные проблемы стоят перед городом?
- На мой взгляд, острых, глобальных проблем, затрагивающих Екабпилс, требующих скорейшего и молниеносного решения, наверно, нет. Конечно, есть много средних и малых проблем, которые мы пытаемся постепенно решать. Например, сейчас все говорят, что самая большая проблема Латвии — это безработица. Я думаю, что эту проблему нужно рассматривать с разных сторон. Да, мы были очень горды, когда в 2007 году безработица в городе составляла 3,9%, тогда как сейчас она составляет около 10%. В то же время у нас есть вакансии, и возникает вопрос, почему они не заполнены, а безработица у нас выросла? Очевидно, что, во-первых, у нас неправильная социальная программа, ну и наши предприниматели платят мало. Ведь если они платят минимальную зарплату и 10–20% сверху, а у человека в семье трое детей, то он спокойно может прийти в социальный департамент и получить по различным программам примерно такую же сумму. И зачем тогда этому человеку работать? На мой взгляд, 3–4% населения никогда не работают и о них надо заботиться, тогда как остальных мы приучили не работать — у них есть потребительская планка в 200–300 евро и им хватает.
Правда, думаю, что, если брать только жителей города, то этот процент должен быть меньше. Как мне говорят представители службы занятости, среди безработных появляются новые лица, и мне очень интересно узнать, откуда. По-моему, если посмотреть заявления на получение жилья, то к нам в Екабпилс приезжают люди из окрестных деревень и посёлков. Они арендуют жильё, пишут заявление на предоставление квартиры и пытаются найти работу в городе. С одной стороны, для Екабпилса эта тенденция хорошая, когда появляются новые люди, но если они не могут найти работу, то плохая.
Естественно, что существенная проблема — это отток молодого населения из Екабпилса, и не обязательно за границу, а в ту же Ригу. У нас каждый год заканчивают школы примерно 200 человек, и они почти все уезжают дальше учиться в Ригу, а обратно они уже не возвращаются, так как достойной работы для них нет. Приезжая в столицу и посещая различные государственные учреждения, я вижу очень много людей, выпускников нашего колледжа или гимназии. Жаль, конечно, что они не живут в Екабпилсе.
- Какие вы видите пути решения этих проблем?
- Многое здесь зависит от адекватной заработной платы. У нас средняя заработная плата, меньше, чем по стране. Если бы она была бы 540 евро, как по всей Латвии, то это было бы отлично, но такой, по понятным причинам, нет. Поэтому мы пытаемся создавать в городе такие условия, чтобы его жителям было приятно в нём жить. Мы ремонтируем улицы, предоставляем муниципальные квартиры, ремонтируем школы. Также создаём условия для отдыха, у нас отличный пляж.
Но, главное, что здесь нужно делать — это создавать новые рабочие места. Могу сказать, что у нас планируются два больших завода. Две солидные компании, у которых уже есть опыт — одна расширяет своё производство, а вторая начинает с нуля. На мой взгляд, это даст примерно 200–250 новых высококвалифицированных рабочих мест. К сожалению, не всегда развитие производства даёт увеличение числа работающих. У меня есть один знакомый предприниматель, поставивший автоматическую линию, так если до этого у него трудилось 25 человек, то сейчас — 12. Я думаю, что при открытии таких квалифицированных рабочих мест нужно звать обратно тех, кто из Екабпилса уехал. Параллельно мы поддерживаем и мелких предпринимателей, для этого у нас есть целая программа, и хочется надеяться, что через два года безработица в городе снизилась бы до 6%.
- Как известно, вы планируете постройку новых заводов. Что там будет производиться?
- Традиции в городе ещё со старых времён связаны с пищевой промышленностью — у нас был молочный и мясной комбинаты. Первый был продан литовцам, правда, производства там не осталось, остался лишь пункт, тогда как второй продали датчанам. Относительно строительства — был кирпичный завод, которого тоже сейчас нет, но традиции остались, есть люди, которые в этой отрасли работали и готовы опять начать работать. Третье — это лесная промышленность, и вот один из этих заводов как раз связан с деревом — что он будет делать, пока сказать сложно, инвестор не хочет раскрывать все карты, но я думаю, что он будет конкурентом «Latvijas Finieris». Второй завод также будет связан с деревообработкой.
Вообще, рабочие места — это самое главное. С предпринимателями обязательно нужно дружить и поддерживать их. Мы беседуем с ними, выслушиваем все их предложения, что можем — реализовываем. Главное, что Екабпилс находится в очень выгодном месте. Ведь если транзит на Россию идёт через Резекне, а на Белоруссию — через Даугавпилс, то всё всегда идёт через Екабпилс. Все железнодорожные и автоперевозки проходят через наш город. И это надо использовать. У нас были очень большие планы, но их не получилось реализовать, кому-то это не понравилось. Мы рассматривались как конкуренты некоторым компаниям, но мы не остановились, мы идём вперёд и развиваем логистику. Если бы мы могли сделать так, как в Юрмале — поставить шлагбаум и брать со всех плату за въезд в город — то какими бы мы были богатыми… А так все проезжают через город, используют инфраструктуру, но ничего не оставляют.
- Вы затронули тему транзита. На ваш взгляд, не окажут ли на это негативного влияния введённые антироссийские санкции?
- Да, нынешнее ухудшение отношений между Латвией, Евросоюзом и Россией мне очень не нравится.
Естественно, что Россия будет пытаться развивать и модернизировать свои порты и другие направления, но я очень надеюсь, что здравый смысл постепенно возьмёт верх, ведь мы соседи, живём рядом и надо друг другу помогать.
И я очень надеюсь, что наша железная дорога будет работать и приносить пользу, как городу, так и стране.
- Объединение Екабпилса и Крустпилса произошло в 1962 году, однако есть мнение, что некоторая отчуждённость между жителями этих двух частей всё ещё присутствует. Что предпринимает дума в отношении интеграции населения?
- Всегда есть люди, которые считают, что Крустпилсу нужно вернуть своё историческое название и сделать его отдельным городом. Но этого не будет, и это нормально, что в 1962 году при постройке моста два города были объединены. Они небольшие, сейчас территория Екабпилса — всего 26 км². Да, тем, кому уже под 80 лет, помнят, что Крустпилс был отдельным городом, но моё поколение и те, кто моложе, считают, что живут в одном городе. Помню, рассказывали, что раньше, когда шли на танцы, были драки на этой почве, но сейчас этого нет. Аргументы, что Екабпилс грабит Крустпилс, не выдерживают критики, туда было вложено очень много средств. Этой территории просто некуда дальше развиваться: с одной стороны — река, а с другой — железнодорожное полотно. За ним микрорайон, а дальше сельская территория, тогда как Екабпилсу ещё есть, куда расширяться.
У нас оставлены исторические названия — Крустпилского дома культуры, Крустпилской основной школы, Крустпилская церковь — самая старая церковь города, Крустпилский замок, ну и Крустпилская железнодорожная станция. Название станции — ещё с царских времён, и на всех картах она именно так и называется и изменений не планируется. Так что и память об этом городе будет оставаться долго.
В то же время, если говорить об интеграции, то необходимо указать, что Екабпилс — это многонациональный город. У нас 37% жителей — русскоговорящие.
Национально-культурные общества у нас очень активные. Дума их поддерживает. Конечно, у нас нет Русского дома, как в Даугавпилсе, но всем руководителям коллективов дума платит зарплату, также мы выделяем им финансирование на костюмы и даём сцену на всех городских праздниках.
- Интеграция может быть не только культурной, но и политической. Общаются ли представители думы с жителями на русском языке?
- Я как мэр без проблем общаюсь с жителями на русском языке, и я даже считаю это полезным, чтобы не забыть русский. Работники думы также с посетителями общаются на разных языках, и я не слышал, чтобы кто-то из сотрудников, работающих с клиентами, или наши специалисты не говорили бы на русском языке, если человеку это было удобно. Если услышу такие претензии, то посмотрю, что можно сделать. Да, здесь мы, может, не совсем соблюдаем закон, но это тоже наши жители города, которые здесь живут.
Вообще мы можем общаться с посетителями не только на латышском или на русском, но и на английском или немецком. Вот, правда, на арабском языке ещё не умеем, но думаю, если надо, то научимся.
- Каким вы видите будущее города?
- На мой взгляд, самое главное, чтобы Екабпилс был городом, в котором много детей, и жители города были бы довольны своей жизнью. Для этого должны быть удовлетворены следующие условия — у жителей должно быть жильё, хорошо оплачиваемая работа, которая им нравится, семья, где дети учатся в хорошей школе, и место, где жители после работы могли бы отдохнуть. И вот над созданием таких условий для жителей мы и работаем.