Зачем Болтон ездит вдоль границ РФ: взгляд из Москвы, Минска и Киева
Михаил Захаров
Вояж советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в Беларусь, Молдавию и на Украину стал свидетельством сохраняющегося интереса Вашингтона к постсоветскому пространству. Что стало причиной встреч главного «ястреба» Белого дома с главами бывших советских республик и как Москва отреагирует на активность американцев в ближнем зарубежье РФ, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказали эксперты из России, Украины и Беларуси.
Андрей БУЗАРОВ, политолог, журналист, международный обозреватель (Украина):
— Я думаю, что в контексте Украины визит Болтона важен как предвестник визита [президента Украины Владимира] Зеленского в США. У нас много говорят о том, что визит украинского президента все же состоится в сентябре, что будет очень важно для укрепления отношений между двумя странами. От этого зависит много вопросов — от энергетики и взаимоотношений с Россией до ситуации в Донбассе и так далее. Поэтому визит Болтона в какой-то степени проливает на это свет.
Второй аспект — это китайско-американские отношения. Болтон открыто высказался по поводу покупки китайцами «Мотор Сич», известного украинского промышленного гиганта, что не нравится американцам в связи с ухудшающимися отношениями между Америкой и Китаем.
Вероятно, любые действия Китая на Украине, которые не будут нравиться американцам, будут восприниматься негативно.
Что касается постсоветского региона, то он, без сомнения, приоритетен для США с точки зрения геополитического влияния в Восточной Европе. США открыто показывают свой интерес к нему.
Если мы говорим о Молдове и Украине, то тут ситуация более-менее понятна: здесь США имеют достаточно серьезное влияние в различных сферах.
А когда мы говорим о Беларуси, то этого мы не видим; здесь ситуация противоположная.
Но, в любом случае, США в будущем рассматривают Беларусь как одну из стран своего геополитического влияния, даже, возможно, в разряде своих приоритетов.
Поэтому визит Болтона в эти страны указывает на важность региона для США.
Андрей КРИВОШЕЕВ, секретарь Белорусского союза журналистов и политический обозреватель Белтелерадиокомпании (Беларусь):
— В этом турне Болтона, наверное, наибольшее удивление у ряда экспертов не из Беларуси вызвало посещение именно этой страны. Хотя здесь ничего удивительного нет, если посмотреть те визиты в Беларусь, которые происходили с 2012 года — а именно с этого момента, можно считать, начался период большей или меньшей разрядки белорусско-американских отношений.
Наибольшего эффекта эта разрядка достигла в 2015 году, когда были сняты санкции против Беларусьнефти и началась приостановка санкций — их каждый год регулярно приостанавливают в отношении Белнефтехима. В частности, последнее приостановление санкций против Белнефтехима завершится в октябре текущего года.
Поэтому с того момента начался определенный период разрядки, начались визиты — и явные, и публичные, и инкогнито — разного рода американских экспертов, аналитиков, сенаторов, конгрессменов, в общем, людей из истеблишмента и Демократической, и Республиканской партий США.
С этого момента, наверное, для американских партнеров стало очевидно, что просто игнорировать Беларусь, считать ее terra incognita или полностью включать во внешнюю политику Российской Федерации больше нельзя.
Ситуация с Болтоном — это количество, которое наконец переросло в качество, поскольку за последнее десятилетие–полтора это действительно самый высокий визит представителей американской администрации в Беларусь.
Собственно, главная функция советника — обобщить опыт, который был наработан предыдущими экспертами, приезжавшими в Беларусь для участия в различных площадках и встречах, выстроить прямую коммуникацию с президентом [Александром] Лукашенко. И, как и было обозначено публично, задать друг другу все самые неудобные вопросы.
Это и продолжение санкций, и такая невнятная позиция США по ним — мы их приостанавливаем, но не отменяем, чтобы держать Беларусь на крючке.
Есть еще ряд позиций, которые неприятны на взгляд действующей власти в Беларуси. В частности, это усиление контингента американских войск либо войск под зонтиком НАТО в непосредственной близости от границ страны.
Однажды Президент уже обозначал, что мы крайне насторожены тем, что Соединенные Штаты размещают в Польше ударные беспилотники. Этот тип вооружений, который используется в современных вооруженных конфликтах, не может не вызывать обеспокоенность Минска, Москвы и вообще любого здравомыслящего государства, волнующегося о своих национальных интересах.
На мой взгляд, все эти вопросы были заданы на этой встрече, поскольку неожиданно даже для экспертов и журналистов она продлилось не заявленные по протоколу 45 минут, а, по сути, два с половиной часа и даже немногим больше. Плюс, естественно, были встречи на уровне министра иностранных дел Макея — советника Болтона, и я думаю, что там обсуждался очень широкий круг вопросов, и все они были заданы.
Теперь главная миссия господина Болтона — довести весь пакет встречных предложений до своего патрона, непосредственно до Трампа, объяснить ему, что республика Беларусь — суверенное государство, которое включено во многие серьезные региональные проекты по безопасности.
Эти проекты включают урегулирование ситуации на Украине, борьбу с наркотрафиком, торговлей людьми, нелегальной миграцией — то, что интересно для союзников США в Европе, для Польши и Прибалтики в частности и включает много других вопросов, которые входят именно в сферу компетенции господина Болтона.
Я думаю, никаких прямых последствий этот визит и эти консультации на высшем уровне иметь не будут. Во-первых, господин Болтон прилетел сначала в Россию и, насколько я знаю, точно так же встречался с министром иностранных дел [Сергеем Лавровым], с [секретарем Совета безопасности Николаем] Патрушевым. Из этого визита никто не делал тайны, и круг вопросов, который обозначался, также не является тайным.
Во-вторых, позиция Беларуси по большинству вопросов и тем, которые поднимал на встрече Болтон, четко обозначена, неоднократно проговаривалась публично, зафиксирована, в частности, в нашей концепции национальной безопасности.
В-третьих, никаких раздражающих или способных раздражать Кремль вопросов или постулатов здесь, в Минске, во время визита не прозвучало. Даже от самого Болтона, который, казалось бы, как писали отдельные эксперты, был намерен максимально оторвать Беларусь от России или поссорить руководство двух стран и ближайших союзников.
В-четвертых, по-моему, Беларусь всей своей историей отношений с Российской Федерацией как ближайший союзник не словом, а делом подтверждает исполнение своих союзных обязательств.
В частности, насколько я знаю, даже до конца текущего года запланирован в том числе еще ряд совместных военных учений, которые, кстати, как обычно, вызывают наибольшее беспокойство и в Польше, и в Прибалтике, и у самих Соединенных Штатов.
Михаил СИНЕЛЬНИКОВ-ОРИШАК, политолог, автор книги «Америка без туземного прищура» (Россия):
— Да ничего его появление не может принести. Это инспекционная поездка из числа тех, которые совершают периодически те или иные представители администрации американского президента в зависимости от целей, которые перед ними ставятся.
Если, допустим, визиты по линии Госдепартамента действительно могут что-то принести экономике определенных стран, то в компетенцию советника по безопасности, коим является Болтон, такие вещи не входят. Нет, он, разумеется, может подспудно поднять те или иные темы, может передать на словах определенную позицию американского президента, но, повторюсь, вещи, которые могут обернуться реальными делами, в его компетенцию не входят.
Этот человек занимается стратегической и глобальной безопасностью США, все рассматривается через призму Соединенных Штатов Америки — насколько ситуация в этих странах подходит для продвижения американских интересов.
Это и давление на конкурентов, коим, без сомнения, является Россия.
Поэтому в практическом плане пользы для обозначенных стран от визита практически нет никакой. Ровно так же было, когда Болтон приезжал в Российскую Федерацию, был принят на высоком уровне, во многом превышавшем его компетенцию. А на самом деле, как потом показала практика, для России этот визит был абсолютно пустым.
Визит Болтона — это слишком мелко, чтобы что-то решать глобально.
Но мы прекрасно понимаем, что эти страны рассматриваются как плацдарм для ослабления России в постсоветском пространстве. И, разумеется, Соединенным Штатам будет выгодно, если эти страны будут как минимум нейтральны к Российской Федерации, а как максимум — недружественны.
Эту долгосрочную стратегию, собственно говоря, и осуществляет Болтон в качестве такого «винтика». Скажем так: он был бы заинтересован в создании такого механизма как «винтик» этой огромной стратегии.