«А судьи кто?»: в Польше удивились парадоксам «дела Савченко»
Сергей Широколобов
Шевченковский районный суд Киева 14 июля постановил продлить арест экс-депутата Верховной рады Надежды Савченко до 10 сентября. На Украине ее обвиняют в подготовке терактов. Это событие осталось совершенно незамеченным на Западе, однако в Польше на него обратил внимание известный общественный и религиозный деятель Тадеуш Исакович-Залеский, который посвятил «делу Савченко» статью в своей авторской колонке в интернет-издании rmf24.pl
Священник напомнил, что еще совсем недавно Савченко была героем для украинских властей:
«Еще не так давно Надежда Савченко, лейтенант украинских войск и депутат парламента в Киеве от партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко, считалась у наших восточных соседей несгибаемой патриоткой и примером для подражания. Ее фото в футболке с тризубом, то есть украинским гербом, снятые через решетку, облетели весь мир. Когда она вышла на свободу, обмененная на двух российских офицеров, ей воздавали почести самые высокие власти ее страны наряду с президентом Петром Порошенко и премьер-министром Владимиром Гройсманом, которые наградили ее, в частности, "Золотой Звездой" Героя Украины и орденом "За мужество" III степени».
Исакович-Залеский отметил, что подобные почести Савченко были оказаны и в Польше. Так, 16 марта 2016 года, то есть во время ее голодовки, проводимой в российской тюрьме, депутаты Сейма Польши приняли резолюцию, в которой выразили «глубокую солидарность с депутатом Надеждой Савченко» и озабоченность ее судьбой и состоянием здоровья. Они требовали немедленного освобождения заключенной, взывая о помощи к международным организациям. Некоторые депутаты Сейма, такие как, например, Марчин Свенцицкий от «Гражданской платформы» и Малгожата Госиевская от «Права и справедливости» («ПиС»), принимали участие в демонстрациях в ее защиту, охотно выступая по этому вопросу в СМИ.
В свою очередь, как информирует ксендз, 7 июля 2016 года Надежда Савченко была принята в польском Сейме с большой помпой. Приветствуя ее, спикер Марек Кухциньский сказал: «Мы рады, что Вы с нами, на свободе». А в замке в Люблине Савченко вручили «Орла» Яна Карского — награду «за особое мужество в борьбе за человеческое достоинство и честь, а также за выдающееся поведение в российской тюрьме».
В состав наградного комитета входили, в частности, Юлиан Корнхаузер и Кароль Модзелевский, почетные епископы Альфонс Носсоль из Ополе и Тадеуш Перонек из Сосновца. Опольский епископ заявил тогда, что не могло быть лучшей кандидатуры в Год Милосердия. При этом епископ Перонек назвал то, что вытворяли с Савченко тюремщики, выражением их беспомощности и «тупой силы».
По мнению Исаковича-Залеского, судьба украинской героини резко изменилась, когда она объявила свой старт на президентских выборах.
«Президент Петр Порошенко признал это реальной угрозой для своей власти, тем более что отважная летчица начала критиковать как его, так и других олигархов, которые, вопреки предвыборным обещаниям, по-прежнему безраздельно правят страной, деля ее и создавая свои собственные экономические империи. Что еще хуже, она начала также критиковать еврейское лобби, что для многих власть имущих, в том числе премьер-министра Гройсмана и архибогатого олигарха Игоря Коломойского, имеющего даже собственные войсковые подразделения, тоже было недопустимо. Все точки над "и" также поставили ее действия, направленные на соглашение с сепаратистами из Донбасса, а также высказывания об украинской ответственности за геноцид поляков на бывших Восточных Кресах и похвалы в адрес фильма "Волынь"», — полагает он.
В марте текущего года Савченко была лишена депутатской неприкосновенности, а затем снова попала в тюрьму, на этот раз украинскую. Ей выдвинули ряд тяжелых обвинений, в частности, инкриминировали подготовку государственного переворота и взрыва парламента и проведение шпионских мероприятий.
«Масштаб этих обвинений кажется настолько абсурдным, что даже проукраинские европейские и американские политики в это не верят. Тем не менее, они молчат. Поэтому Надежда Савченко 14 июля текущего года, при новом продлении ее ареста, объявила голодовку, такую же, как проводила в российской тюрьме.
Что будет с ней дальше? Наверняка она не выйдет до выборов, потому что Порошенко этого не позволит: слишком сильно ее боится. Мстительные украинские олигархи тоже ей никогда этого не простят. Только бы не дошло до худшего, то есть до "самоубийства" или "смерти из-за воспаления легких"», — высказывает свои опасения ксендз.
Священник обращает внимание, что на этот раз за Савченко не вступился никто из польских политиков, молчат в том числе и упомянутые выше Марек Кухциньский, Малгожата Госиевская и Марчин Свенцицкий, которые пиарились на дружбе с ней. И епископ Тадеуш Перонек не бегает по телевизионным студиям, чтобы защитить заключенную.
«Ну что ж, в очередной раз политические гешефты с Петром Порошенко и другими олигархами стали важнее прав человека», — заключает Исакович-Залеский.
Следует отметить, что данная история наглядно демонстрирует лицемерие Запада, который усиленно изображает из себя радетеля о правах человека. Пока Савченко находилась в российской тюрьме, западные СМИ и политики вели активную информационную кампанию по ее поддержке и изображали из нее жертву «путинского режима». Но когда она в результате бредовых с точки зрения здравого смысла обвинений оказалась в заключении на Украине, те же самые СМИ и политики позабыли о правах человека и не сказали ни слова в ее защиту.
Савченко представляла интерес для западных защитников демократических ценностей и прав человека только пока ее можно было использовать в антироссийских пропагандистских играх. Что, собственно, фактически и констатировал в своей статье польский ксендз.