Президент Литвы Даля Грибаускайте поддержала санкции США против России и сотрудничающих с ней европейских компаний и раскритиковала страны Западной Европы, возмущенные экономическим диктатом Вашингтона и введением против их компаний ограничительных мер. Тем самым Грибаускайте предала Германию и других европейцев, выступив против главных спонсоров и доноров Литвы в их конфликте с Соединенными Штатами. Расплата за это предательство ожидает не только г‑жу президента, но и простых литовцев: если Даля Поликарповна теперь точно не дождется высокого кресла в Брюсселе, то Литва — продолжения финансирования из фондов ЕС.
Конфликт между США и Европой из-за применения санкций против сотрудничающих с Россией европейских компаний ширится и растет. Естественным лидером европейской коалиции стран, не желающих, чтобы американские союзники выкручивали им руки и заставляли покупать втридорога американский сжиженный природный газ (СПГ), стала Германия — главный экономический и политический «локомотив» Евросоюза.
Глава МИД Германии Зигмар Габриэль назвал новые американские санкции против России противозаконными.
Министр обвиняет США в смешении экономических и политических интересов и заявляет, что подлинная цель Вашингтона состоит не в том, чтобы надавить на Кремль, а в том, чтобы «выдавить» российский газ с европейского рынка, вынудив европейцев покупать американский СПГ.
«Мы будем защищаться от промышленной политики “Америка прежде всего”, проводимой под предлогом санкций», — приводит
Между тем министр экономики ФРГ Бригитте Циприс говорит, что антироссийские санкции США, вводимые против немецких компаний, противоречат международному праву, в Брюсселе предлагают судиться с Вашингтоном из-за несоответствия нового пакета санкций нормам Всемирной торговой организации, а председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призывает срочно рассмотреть ответные контрсанкции Евросоюза против Соединенных Штатов.
Вслед за Берлином и Брюсселем с резкими заявлениями против американских санкций выступают Рим, Вена, Париж. Россия во всех этих выступлениях далеко на периферии внимания. Всем понятно, что Кремль — это только предлог.
Американские санкции против европейских компаний — это первый залп торговой войны Америки против Европы, целью которой является экономическое завоевание Соединенными Штатами Евросоюза.
Американцы тестируют недопустимые методы взаимодействия со своими европейскими союзниками: использование прямого административного принуждения для того, чтобы заставить европейцев покупать американскую продукцию по той цене, которую им назначат.
Дело даже не в том, что американский сжиженный газ стоит кратно дороже российского трубопроводного. Подлинная причина конфликта в том, что американцы встали на путь монополизации европейского энергорынка и хотят устранить рыночную конкуренцию, выкрутив европейцам руки и лишив их возможности покупать альтернативу своей продукции.
Добившись своего и став монополистами с помощью санкций, американские компании смогут продавать в Старый Свет СПГ не просто втридорога, а по любой цене, какую захотят назначить. Для этого уже готово идеологическое обоснование: платя неподъемную цену за американский сжиженный газ, европейские страны тем самым будут компенсировать Америке суммы, которые она десятилетиями тратила на защиту союзников по НАТО. Та же Германия таким способом оплатит часть предъявленного ей Дональдом Трампом счета на 375 миллиардов долларов: откажется от российской трубы и будет платить втридорога за американский СПГ.
Понятно, что европейцы дружно объединяются против нависшей над ними угрозы откровенного рэкета. Впрочем, не все.
Президент Литвы Даля Грибаускайте поддержала санкции США против России и сотрудничающих с ней европейских компаний и раскритиковала страны Западной Европы за попытку отстоять свои экономические интересы.
«Привязанные к трубе некоторые страны Западной Европы остаются консервативными и застойными в развитии», — заявила Грибаускайте. Литовская presidente выбирает «более современные технологии, среди которых прежде всего терминал сжиженного природного газа (СПГ‑терминал)».
«В будущем трубопроводы потеряют смысл», — уверена президент Литвы. Грибаускайте напомнила, что у Литвы уже есть СПГ‑терминал и она «не зависит ни от какого трубопровода и может во всём мире выбирать газ за лучшую цену», тогда как «Европа выбирает привязку [к газовому трубопроводу], зависимость, связывает себе руки и тем самым связывает свой экономический потенциал».
Выступление г‑жи президента феноменально и даже сенсационно. Во-первых, Грибаускайте прямым текстом говорит о сжиженном газе для европейцев, комментируя новые антироссийские санкции.
То есть открыто заявляет о подлинной причине их введения.
Сами американские конгрессмены, проголосовавшие за новые санкции, ни словом о своем газе не обмолвились и твердо придерживаются легенды, что штрафные меры против европейских компаний за их сотрудничество с русскими вводятся исключительно ради «сдерживания российской агрессии».
Даля Поликарповна же — как обычно, не стесняясь, — рубит правду-матку. И «палит» всю «контору».
Во-вторых, президент Литвы как-то упустила из виду, что сама она от российской трубы не отказывалась. СПГ‑терминал в Клайпеде затевался с официальной целью создать альтернативу российскому газу и тем самым сбить на него цену. Американская политика преследует противоположную цель: лишить европейцев альтернативы, заменить рыночную конкуренцию административным принуждением и навязать свою продукцию по самой высокой цене. Несколько лет назад Грибаускайте обвиняла в такой политике «Газпром» и выступала категорически против. А в случае с американцами она почему-то категорически за.
Наконец, в-третьих, «железная леди Прибалтики» прямо противопоставляет себя Европе и имеет наглость критиковать экономику стран-доноров Евросоюза, с отчислений которых в бюджет ЕС кормится дотационная Литва. «Европа выбирает привязку, зависимость», «страны Западной Европы остаются консервативными и застойными в развитии».
Только с высоты экономических «триумфов» Литвы и критиковать «застойную» Германию!
По сути, свершилось историческое по литовским меркам событие.
Даля Грибаускайте предала Европу и в разворачивающейся между ней и Соединенными Штатами торговой войне встала на сторону американцев.
Такой выбор ставит крест на надеждах Грибаускайте после 2019 года вернуться на работу в Брюссель. Кто ее теперь пригласит на работу в Еврокомиссию, если она отказалась защищать экономические интересы и энергобезопасность Евросоюза? Кто пролоббирует ее назначение в Евросовет, если она выступила наперекор интересам Германии и поддержала Белый дом в его конфликте с Ангелой Меркель?
Что еще хуже, выступление presidente против «некоторых стран Западной Европы» гарантированно лишит литовцев в будущем дотаций Евросоюза. Литва получает из бюджета ЕС в шесть раз больше, чем отправляет туда, и деньги, которые она оттуда получает, дают те самые страны Западной Европы, которые сейчас борются за возможность иметь дешевый российский газ.
Если Грибаускайте по истечении срока президентских полномочий останется у власти в Литве и станет премьер-министром, то после 2020 года Литва из бюджета ЕС не увидит ни евроцента. Если Западная Европа застойная и консервативная, а Литва современная и динамичная, то пусть сама себя и кормит. Во всяком случае, пока там у власти политики, которые делают подобные заявления и кусают руку дающего.
Эскапада г‑жи президента вызывает недоумение. Даля Грибаускайте — это ведь не Ярослав Качиньский: у нее нормальные отношения с Брюсселем и Берлином и ей есть что терять.
Это Польше терять нечего: против нее официально запустили процедуру введения санкций, ее собираются лишить голоса в Совете ЕС, а в новых документах Еврокомиссии прописывают механизмы отторжения Польши от еврофондов. А Литва всё это время сохраняла роскошную возможность промолчать и не вмешиваться в конфликт двух своих управляющих центров. И Грибаускайте до последнего придерживалась такой тактики. С чего это ее вдруг прорвало? Неужели она не понимает последствий?
Единственное правдоподобное объяснение состоит в том, что в Вашингтоне на Далю Поликарповну хранится такой «убойный» компромат, что выбора у нее нет: приходится демонстрировать беззаветную преданность Соединенным Штатам даже в тех случаях, когда это чревато политическим самоубийством.
Учитывая богатый жизненный путь президента Литвы, такое объяснение действительно правдоподобно. Достаточно вспомнить темное (точнее, красное) прошлое Ее Превосходительства времен «Саюдиса», когда Грибаускайте, как она утверждает, в 1989 году вышла из КПСС и присоединилась к борцам за независимость Литвы, а в 1990 году стала научным секретарем Вильнюсской школы КПСС. Как такое возможно?!
Неизвестно и непонятно, по чью сторону баррикад была «Красная Даля» во время стрельбы у Вильнюсской телебашни, потому что муза истории, божественная Клио, в начале 1991 года теряет ее из виду. А находит спустя несколько месяцев… сотрудницей посольства СССР в Вашингтоне, откуда Грибаускайте отправилась на «перековку» в Джорджтаунский университет.
Так что компромат на presidente и искать не надо. У ее американских кураторов всегда под рукой папочка с открытыми данными о ее прошлом. Даже в архив ЦРУ звонить не надо — достаточно официально огласить лежащие в публичном доступе документы.
В такой ситуации не то что европейских союзников — родного отца предашь. Впрочем, Даля Поликарповна давно уже это сделала, назвав его «простым пожарным». Когда вся твоя жизнь с самого рождения связана со спецслужбами и основана на предательстве и обмане, то так к этому привыкаешь, что предаешь всех без исключения, включая саму себя.