Долгое время в Литве эмиграция не рассматривалась как проблема. Напротив, власти отмечали, что молодежь, получившая образование и опыт работы в странах Западной Европы и Скандинавии, вернется на родину и поможет развивать государство. Однако за прошедшие десятилетия в Литве не только не улучшилось социально-экономическое положение, — напротив, страна стала занимать лидирующие позиции в европейских антирейтингах.
В июне президент Литвы Даля Грибаускайте в интервью немецкому изданию Spiegel сказала, что вероятность нападения России на ЕС велика, но только в том случае, если Запад не будет демонстрировать свою готовность защищаться. К тому же, по словам президента, российские силы на границах с балтийскими странами и Польшей больше в 10 раз, но литовцы готовы им противостоять. Такая позиция прекрасно аргументирует дальнейшее повышение военных бюджетов, что неизбежно приведет к сокращению социальных выплат в пользу «милитаризации» страны.
Единственный вопрос: на кого будет нападать Россия и кто от нее будет защищаться, если каждый год уже более десятилетия из Литвы эмигрирует в среднем 30 тысяч человек?
Борьба с вымышленным врагом в виде злой и страшной России является главным столпом, на котором держится хрупкая конструкция литовской политики. Проблема в том, что госпожа Грибаускайте и ее команда так увлеклись своей игрой, что не заметили, как страна стала лидером самых непрестижных европейских рейтингов.
1. Эмиграция
За последние два года уровень эмиграции в Литве вырос более чем в полтора раза. Если в 2015 году страну покинули около 30 тысяч человек, то в 2017‑м — 50 тысяч. Для Литвы это катастрофически высокий показатель, ведь, по сути, страна лишилась населения целого города — такого, как Алитус, например.
Ситуацию с депопуляцией не может исправить и увеличение количества приезжающих в Литву мигрантов. По данным Государственного департамента статистики, уровень иммиграции после 2013 года стал расти, но, достигнув пика в 24,3 тысячи человек в 2015 году, начал снова снижаться и в 2017‑м зафиксировался на отметке в 20,4 тысячи человек.
Стоит отметить, что основными получателями вида на жительство в Литве оказались украинцы, белорусы и русские. Украинцы приезжают в Литовскую Республику на заработки. Белорусы делятся на два типа: кто-то едет на заработки, кто-то приобретает вид на жительство для упрощения документации при путешествиях. Россияне стремятся получить литовские документы скорее для отдыха и упрощения визового режима, чем в поисках работы.
Приехавшие на заработки украинцы и белорусы готовы трудиться за более низкие зарплаты, чем местные литовцы, что негативно сказывается на литовских работниках.
2. Уровень безработицы и бедность
В Литве 7,1% населения официально считаются безработными. Это довольно высокий показатель, хотя он ниже среднего по ЕС. Например, в Чехии уровень безработицы — 2,3%, в Германии и на Мальте — по 3,6%.
В то же время, по данным Департамента статистики за 2016 год, на грани бедности в среднем живут 30% жителей Литвы, что на 7% выше среднего европейского значения. При этом даже те, кто не входит в зону риска социального неблагополучия, жалуются на нехватку средств. В общей сложности 84% жителей Литвы отметили, что затраты на содержание имущества и домохозяйства ощутимы для семейного бюджета, из них 30% считают такие затраты очень сильно ощутимыми.
3. Психологическое здоровье
Помимо социально-экономических показателей, следует учитывать и социально-психологические. Вряд ли человек может быть счастлив, если он сталкивается с социальным неравенством, коррупцией, произволом и несправедливостью.
Важность социально-психологических проблем для литовской эмиграции подтверждает недавнее исследование «Причины миграции литовцев». Статистика проста: 56,7% эмигрантов чувствовали себя ненужными в Литве, а 33,1% и вовсе ощущали себя несчастными на родине.
4. Суициды
К этой статистике добавим, что Литовская Республика уже почти десять лет находится в лидерах антирейтинга ЕС по уровню самоубийств. Причем не только среди взрослого населения, но и среди подростков.
Ситуация усугубляется тем, что из-за невозможности устроиться на работу глава семьи или оба родителя уезжают на заработки. В таких случаях ребенок остается с бабушками или другими родственниками. Это, безусловно, сказывается на психологическом здоровье общества.
По данным Государственной больничной кассы, количество граждан, обратившихся к психологу в 2017 году, увеличилось в три раза по сравнению с показателями 2014 года и достигло 65,7 тысячи человек.
5. Алкоголизм
Следует вспомнить о статистике употребления алкоголя. Литва смогла снизить годовое потребление спирта с 18,1 литра на человека в 2014 году до 16,3 литра в 2016‑м. Тем не менее страна остается европейским лидером по алкоголизму.
Здесь стоит сделать ремарку: количество употребляемого в стране алкоголя может снижаться за счет процветания теневой торговли спиртным, производства «самогонки» и т. д. Так что говорить о победе и каких-то существенных успехах правительства в борьбе с алкоголизмом пока не приходится.
Картина в Литве вырисовывается неблагоприятная. Попытки справиться с недугами общества предпринимаются очень робкие. Например, власти стараются привлечь в страну иммигрантов. Самой многочисленной группой переехавших в Литву являются граждане Украины. Однако украинцы не скрывают, что балтийская республика — это перевалочный пункт, где они набираются «европейского» опыта, чтобы в дальнейшем уехать в более успешные страны Евросоюза.
Таким образом, ситуация с населением (и его качеством) в Литве катастрофическая. Глава Института исследования рынка труда Литовского центра социальных исследований профессор Богуславас Гружевскис предупреждает, что уже через три-четыре года Литву ждет серьезный кризис на рынке труда и в системе социальной защиты. Дело в том, что, по подсчетам исследователей, в 2022–2026 годах пенсионного возраста достигнут 210 тысяч человек, а на рынок труда придут лишь 100 тысяч новых работников. Для предотвращения данной ситуации социолог рекомендовал не стимулировать иммиграцию, а пытаться остановить эмиграцию посредством повышения зарплат, поддержки молодых семей, улучшения условий труда и т. д.
Несмотря на всю серьезность демографической, экономической, социально-психологической ситуации в Литве, положение не безнадежно. Литовские эксперты верят в возможность переломить и исправить ситуацию.Возможно, они правы, но получится ли переломить ситуацию при условии, что официальные лица все свои силы направляют на борьбу с вымышленным врагом? Параллельно с поиском путей выхода из кризиса власти продолжают высасывать из народа средства и повышать траты на военные нужды. В итоге политикам и президенту видится более необходимой мерой для процветания Литвы заигрывание с западными партнерами, чем экономические, политические и социальные преобразования.