Политика Политика

Запад требует от Белоруссии определиться с геополитическим выбором

На очередном экспертном мероприятии, посвященном внешней политике Белоруссии, представители Запада жестко отреагировали на заявление белорусского МИД о том, что недопустимо ставить иностранных партнеров в ситуацию абсолютизированного геополитического выбора. Представитель ЕС в ответ заявил, что долго «сидеть на шпагате» у Минска не получится. Так что хронический конфликт Белоруссии с Западом является следствием позиции Запада: даже после Минских соглашений там и слышать не хотят, что Белоруссия может быть страной, поддерживающей партнерские отношения со всеми сторонами и выполняющей функции посредника и миротворца. От нее, как от Украины два года назад, требуют определиться: либо Белоруссия с Россией, либо Белоруссия — «цэ Европа» в составе «буферной зоны» против России.

«События в регионе стали весомым доказательством того, насколько опасной может оказаться ситуация абсолютизированного геополитического выбора, не оставляющего места ни национальным интересам, ни порой даже здравому смыслу», — заявил начальник управления внешнеполитического анализа МИД Беларуси Вячеслав Качанов, выступая на форуме «Минск после Риги. Форум о реформах, или Как Беларуси адаптироваться и развиваться в новых региональных контекстах», посвященном отношениям Белоруссии с ЕС и итогам Рижского саммита «Восточного партнерства». То есть официальный Минск прямо заявил, что не хочет, чтобы с Белоруссией произошло то же, что с Украиной: белорусская сторона заинтересована в хороших отношениях с Евросоюзом, но не надо разрывать её надвое, пытаясь оторвать от России.

Тем интереснее реакция на это откровенное заявление представителя ЕС, оказавшаяся довольно жесткой. «Вопросы, связанные с российским вмешательством в регионе, породили очень сложные дискуссии между ЕС и странами «Восточного партнерства». Хорошо, Беларусь находится на перекрестке, но долго сидеть на шпагате не очень удобно. Мы это понимаем», — заявил временный поверенный по делам ЕС в Беларуси Рудольф Ришар.

Это значит, что в условиях украинского кризиса и вызванной им новой геополитической реальности Белоруссии категорически отказывают в праве на политику многовекторности, в сохранении статуса посредника и хороших отношений со всеми своими соседями, включая, в первую очередь, Россию. Нет, вопрос ставится ребром: либо Белоруссия с нами, либо с Россией, то есть против нас.

Самое удивительное, что происходит это после подписания двух Минских соглашений, когда белорусская дипломатия наглядно показала, какой вклад она способна внести в предотвращение полномасштабной войны в центре Европы. На эти посреднические возможности Белоруссии в ситуации международного кризиса европейским партнерам тактично указывает белорусский МИД.

«Альфой и омегой вхождения Беларуси в дальнейший региональный и мировой геополитический контекст, естественно, является следование своим национальным интересам. Нахождение максимального баланса в нашем сотрудничестве с различными центрами силы, следование многовекторному курсу, направленному на сохранение добрых отношений с разными странами, совместный с партнерами поиск решения актуальных проблем. Все это позволило Беларуси не стать слабым звеном во время развития событий в нашем регионе. Более того, мы можем говорить о том, что являемся донором безопасности в регионе», — заявил тот же Вячеслав Качанов.

Однако европейской стороной намеки на Минский процесс последовательно игнорируются. Международные отношения в Европе в этом году так или иначе вращаются вокруг темы Минска и выполнения достигнутых там договоренностей, однако самому Минску — вместо благодарности за посредничество и роль «донора безопасности» — пеняют на неучастие на высшем уровне в Рижском саммите «Восточного партнерства», в пустом и бессмысленном мероприятии, не принесшем никаких результатов.

«В большой степени внимание в Риге было обращено к Украине. Эта страна ясно обозначила свой европейский выбор, укрепила курс на европейскую интеграцию и создала основу для необходимых реформ. Саммит подтвердил готовность ЕС проводить в отношении Украины единую политику поддержки, направленную на реализацию реформ и предоставление финансовой помощи», — заявил посол Латвии в Минске Михаил Попковс, с сожалением отметив, что в отношениях ЕС с Белоруссией такого «прорыва» на Рижском саммите никто и не ожидал.

Иными словами, одобрения и похвалы от Евросоюза в целом и от стран ЕС, занимающихся реализацией программы «Восточного партнерства» (Польши, Латвии, Литвы) — в особенности — Белоруссия добьется, только если заявит, что она «цэ Европа», начнет разрушать общий рынок и другие связи с Россией ради европейской интеграции, пойдет на сотрудничество с НАТО.

В общем, буквально пойдет по украинскому пути, станет частью «буферной зоны».

Для Запада Белоруссия представляет ценность только как недостающее звено в «санитарном кордоне». События этого года не привели ЕС и США к выводу, что ценность Белоруссии как раз в том, что это — главный союзник России. От Белоруссии требуют, чтобы она отказалась от всего этого, как четверть века назад отказалась Прибалтика, а сейчас отказывается Украина. И это несмотря на то, что с помощью Минска и его близости к России уже дважды удавалось остановить кровопролитие в центре Европы.