Президента Литвы делают «козлом отпущения» за поражение в борьбе с Белорусской АЭС
Алексей Ильяшевич
Главный виновник поражения Вильнюса в борьбе с Белорусской атомной электростанцией (БелАЭС) — президент прибалтийской республики Гитанас Науседа. Об этом заявил известный дипломат, активист «Саюдиса», подписант Акта о восстановлении независимости Литвы Альбинас Янушка. По его мнению, глава государства дал согласие на запуск «атомного монстра» и тем самым опозорил свою страну. Очевидно, Янушка не последний, кто будет обвинять Науседу в капитуляции. Впрочем, президент Литвы сам предопределил свою судьбу, когда включился в уже проигранную войну с БелАЭС.
«Гитанас Науседа забыл о национальных интересах государства в тот момент, когда обратился к главе Европейского совета Шарлю Мишелю с требованием обязательного проведения стресс-тестов на БелАЭС до запуска станции. Это требование было выдвинуто в качестве условия для согласия на начало работы станции. И при этом г-н Науседа не потребовал отказаться от закупок электроэнергии, выработанной на БелАЭС! Ни слова о бойкоте этой электроэнергии! Первостепенный национальный интерес государства был забыт, его собственные обязательства были забыты», — возмущается Янушка на своей странице в Facebook.
Эпизод, о котором рассказывает политик, произошел 18 мая. В телефонной беседе с Шарлем Мишелем президент Литвы действительно потребовал задействовать «все рычаги институтов ЕС», чтобы заставить Беларусь выполнять требования атомной безопасности.
Об остановке проекта речь уже не идет: на станцию завезли ядерное топливо, при молчаливом согласии всего международного сообщества она начнет работать через считаные дни.
Запуск первого энергоблока запланирован на 18 июня.
По мнению Янушки, в этот день произойдут «триумф интересов Лукашенко и позорное поражение Литвы».
«Если литовские политики, которые хотя бы несколько обеспокоены безопасностью страны и интересами ее внешней политики, не выступят против этого», — добавляет раздосадованный дипломат.
Предположим, выступят, и что дальше? Литовские «выступления», которые больше походят на цирковые номера, продолжаются уже несколько лет. Концерт не прекращался даже во время смены власти: пока Даля Грибаускайте предпринимала последние кавалерийские наскоки на БелАЭС, все ключевые кандидаты на пост президента Литвы обещали продолжить ее бестолковые начинания.
В этом вопросе Науседа проявил образцовую порядочность. Сказал — сделал. Никто не может обвинить его в том, что он «забил» на проблему белорусского «атомного монстра». Напротив, удивляет воинственность литовского президента, который во время предвыборной кампании казался самым трезвомыслящим и прагматичным претендентом на высший государственный пост.
За последний год Белорусская АЭС стала для Науседы «девочкой Лидой» из стихотворения Ярослава Смелякова: «Он с именем этим ложится и с именем этим встает».
Но мантры о ядерной угрозе на союзников Вильнюса влияния не оказывают. Евросоюз эту грозу в упор не видит, доверяя выводам МАГАТЭ, в которых говорится о высочайшем уровне надежности БелАЭС. Даже заручиться безусловной поддержкой соседей не получилось. Позиция Латвии и Эстонии по вопросу закупок электроэнергии у Беларуси остается невнятной.
Впрочем, Альбинас Янушка явно перегибает палку, когда винит во всем Науседу. Его совесть как раз должна быть чиста. К завершению второго президентского срока Дали Грибаускайте исход борьбы с БелАЭС уже был предопределен. Незадолго до победы Науседы на первом энергоблоке начались предпусковые наладочные работы.
Только оторванные от реальности литовские политики верили, что проект «Росатома» еще можно остановить. Или притворялись.
В конце концов, Науседе стоило бы обратить внимание на «хулиганский план» премьер-министра Саулюса Сквернялиса, обнародованный незадолго до президентских выборов. Это была неуклюжая попытка найти компромиссное решение по Белорусской АЭС — верный признак того, что от бойкота в стиле Грибаускайте пора отказываться.
Если проводить аналогии с боевыми действиями, то литовский фронт против БелАЭС на момент передачи командования Гитанасу Науседе находился в положении 6-й армии Паулюса под Сталинградом. Сопротивляться еще можно, но рассчитывать на успех уже не приходится.
В отличие от немецкого фельдмаршала, президент Литвы все-таки решил подписать почетную капитуляцию.
И здесь с Янушкой можно согласиться: требование обязательного поведения стресс-тестов подводит черту под попытками Вильнюса добиться остановки БелАЭС. Дальнейшие усилия будут направлены на то, чтобы не допустить или, в крайнем случае, максимально осложнить поставки белорусской энергии на биржу Nord Pool.
Но если стресс-тесты, на которых настаивает Науседа, будут проведены и докажут надежность станции, то с какой стати Литве продолжать ее бойкот? Выглядеть это будет предельно глупо. Таким образом, требования лидера прибалтийской республики открывают дорогу и для запуска БелАЭС, и для экспорта ее продукции в западном направлении.
Как бы предвещая подступающую волну негодования, Науседа все-таки пытается снять с себя ответственность за поражение: «Таких иллюзий, что АЭС будет построена в другом месте или ее вообще сровняют с землей, наверное, мы себе позволить не можем. Это нужно было делать 11–12 лет назад; к сожалению, мы не сделали ничего».
Абсолютно здравая позиция. Непонятно только, почему до этого президент Литвы целый год боролся с проектом, обреченным на реализацию.
Поэтому и Янушка задает закономерный вопрос: «Что случилось с президентом Науседой, который вдруг передумал (останавливать строительство БелАЭС — прим. RuBaltic.Ru)?»
Мог бы не передумывать, а изначально занять конструктивную позицию. Бойкотировать станцию должны были предшественники — нам остается только сотрудничать с Минском, чтобы убедиться в ее безопасности. Тем самым Науседа вызвал бы на себя огонь критики, но и избавился бы от необходимости отвечать за чужие ошибки.
Теперь же литовский лидер получит то, чего заслуживает. «Козлом отпущения» за поражение в борьбе с БелАЭС окажется именно он.Янушка наверняка не единственный, кто будет говорить, что успех был возможен. Если бы президент в последний момент не свернул с «правильного» пути…