Политика Политика

Финляндия станет более дружественной к России, вопреки Украине

В Финляндии сформировано новое правительство. Большинство портфелей получила победившая на выборах оппозиционная партия «Финляндский Центр», чей лидер Юха Сипиля стал премьер-министром. О том, чего ждать от финского правительства, и о российско-финских отношениях RuBaltic.Ru поговорил с профессором кафедры интеграционных процессов МГИМО и ведущим научным сотрудником Центра североевропейских и балтийских исследований Львом ВОРОНКОВЫМ:

- Лев Сергеевич, Финляндия получила новое правительство. Каких политических шагов можно от него ожидать?

- Если брать новую правительственную программу, по существу, Финляндия подтверждает основные приоритеты внешней политики. Прежде всего, они включают страны Северной Европы, участие в Евросоюзе и программе НАТО «Партнёрство ради мира», участие в деятельности ОБСЕ и ООН. В части, касающейся субрегионального сотрудничества, это сотрудничество со Швецией, так как Финляндия и Швеция – две страны Северной Европы, которые пока не входят в военно-политические блоки.

Что касается отношений с Россией, то я не нашел каких-то специальных указаний на этот счёт, но исхожу из того, что у Финляндии очень длительный период весьма позитивного общения с Россией в различных областях. Полагаю, что терять это взаимодействие Финляндия ни в коей мере не намерена и не будет. Это не отвечает её национальным интересам. Нужны какие-то побудительные мотивы, которые поставили бы под вопрос сложившиеся отношения. Можно, конечно, сослаться на украинский кризис. Финны в своей правительственной программе говорят о том, что они в связи с этим будут озабочены сохранением в качестве зоны мира Балтики и всего региона.

Это вполне взвешенная позиция. Каких-либо недружественных акций в программе нового правительства я не обнаружил. Программа еще будет обсуждаться в парламенте. Наверняка, будут разные высказывания по этому поводу, но проект довольно дружественный.

- Некоторые эксперты заявляют, что за счёт участия в правительстве евроскептиков-националистов из «Истинных финнов» новое правительство будет в первую очередь вести финскую политику, а не политику Евросоюза или НАТО, в отличие от предыдущего. Вы согласны с этим?

- Коалиционное правительство – всегда правительство компромисса. Безусловно, партия «Центр» стала победителем выборов. Она достаточно чётко заявила свою позицию в отношении перспектив сотрудничества с НАТО. Включение «Истинных финнов» в коалицию свидетельствует о том, что особое внимание будет уделено вопросам, в том числе, связанным с иммиграцией, с участием в Евросоюзе.

Но, судя по программе, резких изменений курса Финляндии в отношении ЕС ожидать не приходится.

При этом нельзя не заметить, что под миграцию и смежные с ней темы выделен особый раздел «Домашние дела, юстиция и миграция». Это попытка учесть интересы «Истинных финнов».

Кроме того, бывшая правящая партия «Национальная коалиция» тоже осталась в правительстве, она отражает интересы наиболее конкурентоспособной части финской индустрии, которая достаточно эффективна и заинтересована в дальнейшем продвижении неолиберальной концепции, действующей в Евросоюзе. В этом смысле не думаю, что позиции «Национальной коалиции» будут существенно отличаться от партии «Центр» в части отношений с ЕС. Резких перемен здесь я не предвижу.

- Финляндия отличалась осторожным, взвешенным подходом к украинскому кризису и общеевропейскому курсу на похолодание в отношениях с Россией. Финские политики в целом избегали громких антироссийских высказываний, в отличие от коллег из Прибалтики и Польши. Эта линия сохранится?

- Она не только сохранится, но и даже может быть сбалансированнее. Ведь всё-таки бывший премьер Александр Стубб занимал более жёсткие позиции.

Сейчас я не предвижу недружественных актов в отношении России.

Не только послевоенная история развития российско-финских отношений создала хорошие заделы для доверительного взаимопонимания друг друга. Более того, в новой правительственной программе, к примеру, прописана заинтересованность финнов в активном участии в освоении Арктики. Что можно сделать в Арктике без участия России и лояльного отношения к сотрудничеству с ней? Да ничего. Поэтому интересы финской индустрии, экономики – существенный фактор, который будет способствовать тому, чтобы российско-финские отношения сохранялись продуктивными, плодотворными, ориентированными на будущее. Уже сегодня финны получают много заказов, скажем, от российских компаний при строительстве судов. Мы очень заинтересованы в использовании финских знаний, финских ноу-хау, потому что для финнов север – не отдалённые районы, а их среда обитания.

Пока в мире не произошло ничего такого, что могло бы коренным образом изменить традиционно сложившийся дружественный характер отношений России и Финляндии.

- Опять же, европейские политики успели выразить недовольство появлением российского «чёрного списка» «невъездных» граждан Евросоюза. В то время, как новый глава финского МИД наоборот заявил, что «чёрный список» - ожидаемая реакция России, а не «большой сюрприз», и призвал не драматизировать его наличие. Чем объясняется такая позиция?

- Тем, что у власти находятся внятные и разумные политики. Рассчитывать на то, что Россия оставит санкции вообще без ответа, наверное, может только большой фантазёр. Большие фантазёры в политике надолго не остаются. Я помню ситуацию, как когда-то молодая независимая Эстония проявляла очень жёсткую активность в отношении Российской Федерации, мудрые финны говорили: «Вы знаете, мы с Россией уже многие столетия живём вместе, взаимодействуем, сотрудничаем. Наш месседж вам состоит в том, что лучше сохранять с этой страной и с этим народом дружественные, добрососедские отношения. Они приносят куда больше выгоды, чем откровенная вражда». Те мудрые ребята отражали реальное положение вещей, существующее ныне в российско-финских отношениях.