Стратегия Брюсселя по Brexit: что важно для стран Балтии?
Александр Шамшиев
Переговоры по Brexit идут тяжело. В публичном пространстве стороны воздерживаются от резких ремарок в адрес друг друга. В журналистские круги тем временем чаще просачиваются сигналы о том, что поведение британцев вызывает всё больше раздражения в Брюсселе. Главный переговорщик от Евросоюза Мишель Барнье ясно дал понять, что ЕС не должен стать заложником «британского вопроса».
Лондон, похоже, пока рассчитывает всех перехитрить. Британская делегация пытается ловко отказаться от обременительных аспектов членства в Евросоюзе, одновременно сохранив всё хорошее и прибыльное. Правящие консерваторы хотят восстановить контроль над границами, покончив со свободой движения рабочей силы в ЕС, а также выйти из Европейского суда и по возможности сохранить зону свободной торговли. В кулуарах проходившего 29 апреля саммита глав 27 оставшихся в ЕС стран британские запросы называли «совершенно нереалистичными».
Ранее источники в руководстве ЕС сообщили британским таблоидам, что премьер Великобритании Тереза Мэй, вероятно, «живет в другой галактике». Произошло это якобы на фоне рабочего ужина Мэй с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером. Пресса также писала, что Юнкер специально просил надавить на британского премьера канцлера ФРГ Ангелу Меркель.
Та, в свою очередь, вполне официально призвала подданных королевства расстаться с «иллюзиями» относительно того, что Лондону удастся отмежеваться от ЕС с сохранением прежних привилегий. Предполагать подобное, по словам канцлера, пустая трата времени. Поэтому принятая в субботу стратегия Евросоюза по переговорам с Британией прямым текстом запрещает британцам применять тактику «выковыривания изюма из булки», за которую неоднократно критиковались британские дипломаты.
ТОЛЬКО СООБЩА
Процесс выхода Британии из Евросоюза формально запустили 29 марта — именно тогда Тереза Мэй направила соответствующее письмо в Еврокомиссию. Процедура займет ровно два года, таким образом, 29 марта 2019 года Brexit должен считаться совершившимся фактом. За это время заинтересованным сторонам предстоит согласовать все параметры.
Согласно правилам ЕС, страны Балтии участвуют в переговорах с британцами наравне со всеми — через Евросовет и Еврокомиссию.
Теоретически Лондон мог пытаться ранжировать партнеров по важности и даже использовать некоторых из них как агентов влияния. С конца прошлого года ходили слухи о том, что Форин-офис тайком набивает свои посольства в Восточной Европе и странах Балтии лоббистами для упрочнения британских позиций на местах.
В итоге Брюссель окончательно запретил любые «сепаратные» переговоры — обсуждать Brexit отныне можно только с Барнье и главой Евросовета Дональдом Туском.
Напрямую с литовцами или латышами нельзя. Вильнюс и Рига спорить не стали — единство ЕС важнее. «Интересы есть у всех, поэтому и решение будет общим», — подчеркнул министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.
Соблазн через собственные каналы выторговать у британцев какие-нибудь эксклюзивные права будет пресекаться. С другой стороны, ЕС лишний раз отметил, что в ходе переговоров обязательно будут учитывать мнение каждого члена.
МИГРАНТЫ
Проживающие в Великобритании мигранты — болезненная тема для стран Балтии. Гастарбайтеры, студенты, переехавшие на ПМЖ граждане — все они после судьбоносного референдума находятся в режиме ожидания.
Это касается не только литовцев, латышей, а также сотен тысяч поляков, но и многих других «экспатов», однако именно эмигранты из балтийских стран в последнее время отмечали нервозность среди соотечественников касательно будущего.
Перспектива Brexit тревожит дипломатов, за ситуацией постоянно следят посольства Литвы и Латвии в Лондоне. Евросоюз это понимает — отчасти потому, что пострадать могут любые мигранты.
Так, показательный шум в прессе наделала история живущей в графстве Суррей подданной Нидерландов: женщина прожила в стране 24 года, но миграционная служба отказалась выдать ей документ о ПМЖ и вежливо попросила начать паковать чемоданы. Как раз таких инцидентов ЕС стремится избежать, как и возможного правового вакуума.
Стратегия Брюсселя подразумевает, что Евросоюз будет биться за надежные гарантии 3 миллионам своих граждан, живущих и работающих в Британии. Это — приоритет «номер один», подчеркнул Дональд Туск.
Юнкер пояснил, что Еврокомиссия презентовала британцам целый список из 25 различных правовых вопросов, которые предстоит решить по статусу мигрантов. «У меня сложилось впечатление, что некоторые из наших британских друзей недооценивают технические трудности, с которыми мы сталкиваемся», — добавил он.
Союзником стран Балтии в миграционном вопросе выступает британская оппозиция.
В начале марта Палата лордов огорчила Терезу Мэй тем, что «впихнула» в закон о Brexit положение об обязательных гарантиях всем мигрантам из ЕС. Маневру пытался противостоять лорд Бриджес, парламентский представитель госминистра по Brexit. Он утверждал, что, прежде чем заботиться о мигрантах из соседних стран, британцам следует получить четкие гарантии касательно 1,5 миллиона собственных подданных, живущих в ЕС за пределами Великобритании. По этой причине правительство собирается оспаривать принятую лордами поправку.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Страны Балтии заинтересованы в сохранении торговли с Британией.
Латвийский премьер Марис Кучинскис говорил на апрельском саммите о необходимости создания «модели сотрудничества», позволяющей не рубить тесные экономические связи. Брюссель с этим соглашается.
Проблемы возникают из-за того, что британцы хотят «всего и сразу» — вести параллельно переговоры о параметрах выхода из ЕС и об отношениях с ЕС после этого.
В Брюсселе отвечают, что всему свое время: бессмысленно обсуждать будущие модели отношений, пока окончательно не определен сам «выход». Вопреки желаниям Лондона, в стратегии Евросоюза прописан пошаговый, «фазированный» подход. Первая фаза — донести информацию о последствиях Brexit бизнесу и понять, чем он обернется.
Вместе с тем инсайдеры в Брюсселе намекают, что ЕС всерьез рассматривает возможность «норвежской схемы». Британия временно присоединяется к Европейской зоне свободной торговли, куда входят Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария. Затем — подает заявку на вступление в Европейскую экономическую зону, которая и является мостом к вожделенному свободному рынку.
АЛИМЕНТЫ ПРИ РАЗВОДЕ
Хоть в прибалтийских столицах любят рассуждать о том, что выход Британии не скажется на объеме дотаций и субсидий из еврофондов, факт остается фактом: в 2020 году заканчивается очередной период финансового планирования ЕС, образовавшуюся «дыру» в бюджете придется чем-то затыкать.
К счастью для стран Балтии, Евросоюз намерен затребовать от «брекситеров» огромную компенсацию за уход в свободное плавание.
Один только Европейский инвестбанк за пять лет вложил в британскую экономику 30 млрд евро. Деньги пошли на инфраструктурные проекты в энергетике, телекоммуникациях, в сфере транспорта. Британцы должны заплатить по счетам — от компенсации выданных ранее финансовых гарантий до немалых расходов на переезд из Лондона европейских структур, таких как Европейское агентство лекарственных средств и Европейская банковская администрация.
Итого, согласно оценкам агентства Bloomberg, «брекситерам» придется выложить 40–60 млрд евро, что сопоставимо с годовыми тратами бюджета на образование. Называются другие суммы – под 65 млрд и выше.
Евросоюз хочет, чтобы Британия как можно быстрее определилась с формулой, по которой будут считаться выплаченные Брюсселю «алименты».
Европейцы напирают. «Бесплатного ланча не бывает, британцам это должно быть известно», — напоминал министр финансов Германии Вольфганг Шойбле.
Тереза Мэй в ответ утверждает, что размеры компенсации за Brexit можно будет обсуждать лишь после того, как стороны договорятся о торговых отношениях после выхода страны из ЕС. При этом Мэй несколько раз подчеркивала, что лучше покинуть ряды ЕС вообще без какого-либо соглашения, нежели с невыгодными для себя условиями.
Аналогичной позиции придерживается «брексит-министр» Дэвид Джонс: «Мы готовы выйти из-за стола переговоров, если будет невозможно добиться сделки, которая нас устроит». Обе стороны настроены жестко, так что предстоят длительные и сложные переговоры.
Страны Балтии должно обнадеживать то, что их интересы при Brexit в целом соответствуют общеевропейским.