Неграждане мира: мигранты из Прибалтики и с Украины стали главной жертвой нового кризиса
Александр Носович
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис объявил о прекращении перевозок соотечественников в Литву. Вслед за ним о прекращении эвакуации своих граждан на родину объявил глава МВД Украины Арсен Аваков. Между тем в странах пребывания гастарбайтерам из Прибалтики и с Украины отказывают в лечении, увольняют с работы и выселяют из съемных квартир. Определилась социальная группа, более всех пострадавшая от нового кризиса — трудовые мигранты из Восточной Европы, бедственное положение которых вызвал не спровоцировавший кризис коронавирус, а модель развития, которую выбрали родные страны.
После большого расширения ЕС 2004–2007 годов миллионы румын и болгар, поляков и венгров, латышей и литовцев ринулись на заработки в Западную Европу. После ассоциации Украины с ЕС и введения безвизового режима для украинцев европейский рынок труда пополнили еще несколько миллионов украинских заробитчан.
Для того, чтобы повальная эмиграция восточных европейцев на Запад смотрелась красиво и прогрессивно, ей придумали соответствующую идеологию. Поляки и прибалты, украинцы и молдаване не сбежали из своих стран — они влились в либеральный открытый мир без границ, который создает бесконечные возможности для индивидуальной инициативы и позволяет состояться человеку из любой точки мира, если у него есть активная жизненная позиция.
Неважно, какой у тебя паспорт — румынский или литовский, неважно, где ты при этом проживаешь — в Великобритании или Швеции; если ты и твоя страна сделали европейский выбор, вы принадлежите к общему европейскому пространству и можете реализоваться в любой его части.
Максимальный индивидуализм и свобода передвижения стали жизненной философией новоявленных граждан мира, которые всегда осознавали свою неполноценность по отношению к коренным жителям и отсутствие укорененности в странах пребывания и компенсировали их наигранной гордостью за возможность жить, работать, учиться где угодно в Европе.
В новых реалиях мотивированные либеральной идеологией для жизни в «свободном мире» гастарбайтеры украинского, балканского или прибалтийского происхождения оказываются главными жертвами крушения глобализации.
До их судьбы нет дела ни покинутой первой родине, ни обретенной второй.
Для новой родины подданство другой страны, которое раньше считалось по большей части не влияющей на жизнь формальностью, если страна — член ЕС, теперь отсекает все возможности получения медицинской поддержки в условиях пандемии и социальной защиты в условиях безработицы.
Информационное пространство Прибалтики полнится сообщениями о том, как гражданам Эстонии, Латвии или Литвы отказали в помощи в странах Евросоюза. Типичный пример — история 20-летнего студента из Латвии, который подцепил коронавирус и остался без медицинской помощи в Германии. Больница отказала ему в тесте на COVID-19 и направила к семейному врачу, а врач запретил приходить на прием с симптомами коронавируса.
Оставшиеся без работы и без поддержки в стране пребывания выходцы из Восточной Европы бегут домой. Но на родине их возвращение тоже не вызывает особенной радости.
Власти стран — поставщиц дешевой рабочей силы не горят желанием вернуть из-за границы всех своих граждан до последнего, да и местные жители не рады вернувшимся с заработков соотечественникам.
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис заявил, что правительство прекращает перевозку литовцев из-за рубежа. «Относительно граждан, возвращающихся из зарубежных стран: я думаю, тем, кто хотел, было предоставлено достаточно времени: у них действительно был шанс вернуться. До заседания правительства в среду будут приняты решения, в соответствии с которыми будут прекращены рейсы и паромы», — сообщил Сквернялис.
Литовский премьер прямо говорит: отказ от дальнейшей репатриации вызван страхом, что вернувшиеся литовцы завезут в Литву коронавирус. «Мы больше не имеем права рисковать. Особенно тогда, когда речь идет о возвращении людей из стран, которые сейчас являются самыми настоящими очагами вируса», — подчеркнул Сквернялис.
Такие же меры принимает и Украина. «Пассажирское авиасообщение закрыто. Исключения будут редки и станут допускаться только отдельным решением со стопроцентной обсервацией под контролем санврачей с последующим тестом ПЦР. Только так, и не нужно проклятий, что мне присылают из-за рубежа. Ради безопасности миллионов мы пойдем на неудобства для нескольких тысяч. Точка!», — сообщил о прекращении репатриации соотечественников глава МВД Украины Арсен Аваков.
Печальнее всего для жителей «свободного мира» тот факт, что нежелание властей вытаскивать их из-за границы встречает в народе понимание и одобрение. Чего стоят одни только события на польско-украинской границе, когда рогули с западно-украинских хуторов блокировали дороги и не пускали в страну возвращающихся из Польши заробитчан, чтобы те не донесли до родного села заразу.
Трудовые мигранты из Восточной Европы в эпоху крушения глобализации оказались «негражданами мира», неполноценными и поражаемыми в правах как в иммиграции, так и на родине.
От распада либерального миропорядка больше всех страдает социальная группа, порожденная этим миропорядком и насквозь пропитанная либеральной идеологией. Хочешь жить — умей вертеться, тебе открыты все возможности, каждый сам кузнец своего счастья — такие лозунги сопровождали грубый и примитивный по своей сути процесс выкачивания из «Новой Европы» человеческого ресурса.
Прибалтика и Украина, Молдавия и Румыния, Словакия и Болгария — все они принимались в «свободный мир» как источники дешевой рабочей силы, которая способна подстегнуть рост крупнейших экономик Европы. Но нельзя же было взять и открытым текстом об этом сказать.
Поэтому «англотаджикам» прививалась жизненная философия индивидуализма, свободы и личной инициативы. Государство, солидарность, коллективизм, взаимовыручка — все это было лишним в либеральной картине мира и считалось каким-то диким анахронизмом.
Первым звоночком о том, что все это существует и по-прежнему важно, стал Брексит. Британцы шли голосовать за выход из ЕС конкретно ради избавления от гастарбайтеров из Восточной Европы.
Коронавирус же вовсе уничтожает идеологию и образ жизни людей с идентичностью граждан мира.Унесенные глобализацией оказались чужими среди чужих и чужими среди своих. У них нет земли, на которую можно опереться в момент «идеального шторма». Родина выгнала их на заработки и не принимает обратно. Вторая родина их не считает своими.