Шутки в сторону: что будет делать Зеленский на посту президента
Алексей Ильяшевич
Следующим президентом Украины почти наверняка станет юморист Владимир Зеленский. По мере подсчета голосов выясняется, что действующего президента Петра Порошенко в первом туре он опережает примерно на 14%. Компенсировать такое отстаивание — задача практически невыполнимая. Пока Зеленский готовится перехватить у Порошенко бразды правления, аналитический портал RuBaltic.Ru выясняет, какие шаги предпримет артист в новом амплуа.
Большинство украинских экспертов сходятся во мнении, что избрание Владимира Зеленского подразумевает быстрый и безболезненный переход к парламентской республике. В случае победы любого другого кандидата этот вопрос все равно стоял бы на повестке дня.
«Президент становится фигурой, которая постоянно вызывает внутренний кризис, — еще до взлета рейтинга Зеленского говорил украинский политолог Руслан Бизяев. — Рано или поздно, но все равно вызывает. Поэтому есть понимание того, что нужно двигаться в сторону парламентско-президентской республики».
Формально на Украине и сейчас действует парламентско-президентская модель: полномочия гаранта существенно ограничены Верховной радой. Этот противовес отлично работал во времена Виктора Ющенко, которого политические оппоненты по факту отодвинули от реального управления государством. При Викторе Януковиче Конституционный суд вернул «кучмовскую» редакцию основного закона, а на волне Евромайдана в 2014 году Верховная рада возродила парламентско-президентскую модель.
Только заработала она совсем не так, как в случае с Ющенко. Благодаря большому запасу прочности Петр Порошенко не только победил в первом туре президентских выборов, но и показал солидные результаты на выборах в парламент. Появление ручной пропрезидентской коалиции позволило ему выстроить новую вертикаль власти.
Под Порошенко легли буквально все: парламент, глава правительства, кабинет министров, генпрокуратура, суды, губернаторы.
Такой концентрации власти позавидует даже Янукович, который в свое время был вынужден считаться с интересами влиятельной прозападной оппозиции. При Порошенко реальная оппозиция оказалась раздавлена.
Существующая парламентско-президентская модель не выдержала испытание Петром Алексеевичем, поэтому страна стоит на пороге очередного перераспределения полномочий в треугольнике «президент — парламент — премьер-министр». Два последних института должны усилиться.
Какие рычаги управления останутся в руках гаранта? Если им станет Зеленский, то его инструментарий будет максимально ограничен.
Как слабому и ненадежному с точки зрения украинской элиты президенту ему оставят чисто формальные полномочия: представлять Украину за рубежом, вручать государственные награды, гарантировать соблюдение Конституции и так далее.
Этому тренду готов неистово сопротивляться Порошенко. Теоретически побороться за сохранение статуса-кво могла бы и Тимошенко, хотя во время предвыборной кампании она сама выдвигала идею «парламентской республики канцлерского типа». А Зеленскому, скорее всего, придется просто смириться.
Слабость его позиции обусловлена отнюдь не личными качествами и отсутствием политического опыта. Главная проблема для Зеленского после избрания президентом — необходимость взаимодействовать с нынешним созывом парламента, в котором многие депутаты будут смотреть на него с недоверчивым прищуром.
Без одобрения парламента Зеленский не сможет решить первоочередную задачу — назначить членов своей команды на ключевые государственные посты. Речь идет, прежде всего, о правительстве.
Кроме того, согласие Верховной рады необходимо для назначения генерального прокурора. Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) и парламент назначают чиновников в Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП). Руководство Национального агентства по предупреждению коррупции назначает Кабмин.
Контроль над этими органами помог бы Зеленскому удовлетворить социальный запрос на справедливость. Для него это, пожалуй, единственный способ сохранить высокий рейтинг до парламентских выборов. Изменить ситуацию в стране за полгода — невыполнимая задача, а вот посадить за решетку пару-тройку «попередников» вполне реально. И народ поаплодирует.
Что будет делать Зеленский в схватке с парламентом? Есть несколько сценариев.
Новый президент может попробовать собрать новое большинство.
На этот вариант явно была нацелена Юлия Тимошенко. С идеей переформатировать коалицию и назначить новое правительство она носится с 2016 года, когда «Батькивщина» размежевалась с БПП и «Народным фронтом».
Незадолго до выборов министр внутренних дел Аваков явно намекал на Тимошенко, когда говорил, что новый президент вполне может собрать большинство в старом парламенте и назначить на должность премьер-министра, к примеру, лидера партии «Основа» Сергея Таруту. Как известно, Тарута выдвигался в президенты, но незадолго до первого тура поддержал кандидатуру Юлии Владимировны. Уж не для того ли, чтобы возглавить при ней технократическое правительство?
У Тимошенко в случае избрания были бы неплохие шансы провернуть этот трюк. Парламентская фракция «Батькивщины» немногочисленна, но вокруг нее еще до выборов начали группироваться те же «фронтовики». У Зеленского, напротив, в нынешнем созыве парламента нет своей опоры.
Теоретически Тимошенко и Зеленский могли бы объединиться после выборов: «леди Ю» поможет гаранту обзавестись большинством в парламенте в обмен на пост премьер-министра.
После поражения на президентских выборах Юлия Владимировна явно будет бороться за должность главы правительства.
Справиться с задачей переформатирования парламента в одиночку Зеленскому будет сложно. Да, к нему побегут депутаты из БПП, «Народного фронта», «Батькивщины», «Оппозиционного блока», но этого все равно может не хватить.
Еще один возможный, но маловероятный вариант — проведение досрочных парламентских выборов. Зеленский может объявить их до 27 мая, сославшись на отсутствие коалиции. Ее видимость по-прежнему создают БПП и «Народный фронт», но по факту они не обладают большинством в 226 голосов и заручаются поддержкой внефракционных депутатов.
Для Зеленского досрочные парламентские выборы станут шансом на волне своей популярности завести в парламент как можно больше представителей партии «Слуга народа» (рейтинги президента и его политической силы на Украине традиционно проседают через первые полгода). Но много времени он все равно не выиграет. Большинство экспертов сомневаются, что юморист отважится на этот шаг.
Как он будет действовать, если не объявит досрочные выборы в Раду и не сможет заручиться поддержкой парламента? Ответ очевиден.
Зеленскому не останется ничего другого, кроме как играть привычную роль Василия Голобородько из сериала «Слуга народа»: демонстративно бодаться с системой и жаловаться, что ему не дают возможности реализовать свою программу.
Но вы, дескать, проголосуйте за нас на парламентских выборах — тогда все наладится! Заведем большую фракцию, объединимся с другими прогрессивными силами и будем трудиться на благо Украины.
Для Зеленского это чревато серьезными электоральными издержками. Избиратели ждут от него немедленного результата. Если первые полгода гарант будет только чесать языком, «слуга народа» во время парламентской кампании окажется в незавидном положении. Пятипроцентный барьер партия, конечно, преодолеет, но в коалицию могут не взять.
По иронии судьбы, после инаугурации не только Зеленский может ударить по парламенту, назначив досрочные выборы, но и парламент способен ударить по Зеленскому.
Если наберется достаточное количество голосов депутатов, Верховная рада нынешнего созыва может инициировать урезание полномочий президента. Только времени у нее будет в обрез.
Скорее всего, до осени никто суетиться не станет. Зеленский будет присматриваться к потенциальным партнерам. Крысы с тонущего корабля БПП и «Народного фронта» будут снова искать свое место под солнцем. Парламентские выборы все расставят по своим местам.