Западные «фабрики мысли» на постсоветском пространстве угрожают российскому суверенитету
Сергей Половинец
Российские власти в 1990‑е годы жили в иллюзии, что с окончанием холодной войны началась эра равноправного сотрудничества с Западом. Только на собственных ошибках они поняли, что противостояние не обязательно проходит открыто, а после метаморфоз на Украине увидели, чего могут добиться так называемые фабрики мысли и гибридные подрывные центры. О том, как сегодня в общественно-политическом пространстве России и соседних государств действуют западные агенты влияния, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал политолог Алексей МАРТЫНОВ:
— Г‑н Мартынов, Вы являетесь соавтором доклада «Ресурсы влияния зарубежных “фабрик мысли” на российские общественно-политические процессы». А что собой представляют «фабрики мысли»?
— Понятие «фабрика мысли» происходит от английского словосочетания think tank, которое также переводят как «мозговой центр» или «аналитический центр». Но ни один из этих переводов полностью не передает многозначности термина.
Слово tank в своем базовом значении — это наполняемая какой-либо жидкостью емкость: от топливного бака до аквариума. Но одновременно это и танк, то есть боевая машина.
Think tank — это детище холодной войны, задача «фабрик мысли» — производить продукцию двойного назначения. Так, в активе Национального фонда в поддержку демократии (NED), созданного Конгрессом США по прямому указанию президента Рональда Рейгана в 1983 году, — «цветные революции» и поддержка антиправительственных проамериканских сил по всему миру.
— Направлена ли деятельность западных «фабрик мысли» на конкретных людей? И если да, то как не поддаться их влиянию?
— «Фабрики мысли», или think tank, не общаются напрямую с рядовым обывателем. Они создатели методологии и технологий влияния на те или иные процессы в тех или иных странах в ключе «заказчика».
«Заказчик» — это специальные службы, государственные структуры, конторы, в которых базируются эти think tank.
Любопытно, что четверть всех «фабрик мысли» находится в США. Для сравнения, у России всего 2% от общемировой совокупности подобных структур. Напрашивается вывод, чей это вид спорта.
— Насколько успешны сегодня западные «фабрики мысли» в России?
— Деятельность зарубежных «фабрик мысли» внутри России сильно ограничена. Особенно после того, как был введен ряд ограничительных мер, например закон об иностранных агентах (подписан президентом РФ 20 июля 2012 года — прим. RuBaltic.Ru). Остались лишь производные от тех структур, которые работали в России.
Одним из производных западных центров, которые до сих пор действуют на территории РФ, является Национальный фонд в поддержку демократии. В 2017 году на финансирование российской оппозиции он выделил более 10 млн долларов.
Средства выделялись с формулировкой «усилить общественный контроль над государственными чиновниками и активнее вовлекать граждан в антикоррупционную деятельность».
С той же самой целью через аффилированные с Фондом Сороса структуры производится финансирование российских формально независимых фондов:
Лишение «московской прописки» не остановило производство «подрывных» идеологем и смыслов, а просто сделало их более изощренными, завуалированными и многоступенчатыми.
Из доклада: «Практически любая западная или существующая на западные средства “фабрика мысли”, независимо от своей структуры финансирования и бэкграунда, может подключиться к подрывной кампании против России».
— Один из тезисов Вашего доклада заключается в том, что основная мощь американских правительственных и околоправительственных «фабрик мысли» сейчас направлена на изобретение способов снизить уровень влияния России в мире и придумать максимально болезненные для российской экономики виды санкций. Почему для США это так важно?
— Это не значит, что США всё бросили и занимаются только Россией. Они занимаются всем, что считают нужным, в том числе и снижением уровня влияния России.
Россия, вопреки многим обстоятельствам, сумела выиграть состязание за многополярность мира, находясь, казалось бы, в заведомо проигрышной позиции.
Сам факт существования сегодняшней суверенной России подтверждает и институализирует многополярность геополитического пространства. И теперь Вашингтон использует все доступные теневые инструменты для снижения конкурентоспособности России. Ведь ее сила разрушает доминанту Соединенных Штатов, которая существовала несколько десятилетий. Многим хотелось бы продлить тот «замечательный» период, когда Америка была единственной сверхдержавой — мировым жандармом, единственным мировым центром. Весь остальной мир так или иначе подчинялся тогда США или их интересам. Там, где можно было, Соединенные Штаты затевали войны, государственные перевороты, где нужно было — «цветные революции». И никто им не мог ничего возразить.
На сегодняшний день ситуация кардинально поменялась. Очевидным подтверждением тому являются события в Сирии.
— В докладе указывается особая роль 2018 года. На какие события направлена деятельность «фабрик мысли» в текущем году?
— Одна из основных задач, поставленных перед ведущими «фабриками мысли», — это десакрализация российской власти, делигитимация предстоящих президентских выборов и контрпрограммирование внутри общественно-политического пространства России через разочарование, апатию. Отсюда и разнообразные проекты с целью оказать давление на российскую национальную элиту. Это различные способы дискредитировать политическую, культурную, спортивную и бизнес-элиту. Отсюда история с Олимпиадой и допинговым скандалом, всевозможные санкционные списки, «кремлевские доклады» и прочее.
Это давление на национальную элиту с целью получения достаточного количества людей, которые «нажмут» на сегодняшнее руководство, национального лидера с целью изменения политического курса суверенной политики России.
Как мы видим, пока своей цели им достичь не удается, несмотря на серьезные усилия и потраченные деньги.
Из доклада: «Давление Запада на Россию в ближайшие годы будет только нарастать, в том числе — со стороны “фабрик мысли”. Поэтому интенсификация работы отечественных “мозговых центров” является одним из необходимых компонентов усиления обороноспособности страны».
— Отдельный раздел доклада посвящен деятельности think tank на постсоветском пространстве. Наличие «фабрик мысли» в сопредельных странах несет в себе угрозу для России?
— Несмотря на то что мы живем в суверенных государствах — я имею в виду бывшие советские республики, — тем не менее единое пространство сохраняется. Поэтому оно так и называется — «постсоветское», так как это единое пространство влияния России.
Со многими из этих стран у России «прозрачные» границы, многие участвуют в интеграционных форматах на постсоветском пространстве. Практически для всех упрощен въезд на территорию Российской Федерации, за редким исключением.
Из доклада: «Антироссийские силы в других постсоветских республиках и восточноевропейских странах также получают постоянную информационную, аналитическую и финансовую подпитку от западных фондов, центров и некоммерческих организаций».
Конечно, такая разнузданная деятельность западных think tank на территории сопредельных государств прямо угрожает российскому суверенитету. Другое дело, что мы научились с этим жить.
Пафос этого тезиса заключается в том, что на постсоветском пространстве в рамках интеграционных проектов, например Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Таможенного союза, Евразийского союза, следует идентифицировать эту деятельность. Если существует закон об иностранных агентах в России, то он должен существовать и в тех странах, которые входят в такие форматы.
Из доклада: «Одной из главных целей деструктивной работы американских и европейских “фабрик мысли” являлась и продолжает оставаться Украина, технология “отрыва” которой от России стала стратегической целью западных политиков и пропагандистов. Приходится с сожалением признать, что им во многом удалось выполнить свою задачу...
Настроенные по отношению к России позитивно или хотя бы нейтрально политические силы составляют сейчас на Украине ничтожное меньшинство и подвергаются постоянному давлению, в том числе силовому внесудебному преследованию».
— Какой реакции со стороны руководства Российской Федерации Вы ожидаете?
— Доклад был опубликован несколько недель назад, и первичные реакции уже последовали. Стоит отметить, что опубликована только открытая часть этого доклада. Непубличная часть несет ряд примеров в том числе и касательно соседних государств. Она не опубликована, чтобы не навредить некоторым хорошим людям.
Плюс, естественно, наши рекомендации тем, кто принимает решения не только в России, но и в сопредельных дружественных странах, тоже не опубликованы. Но, конечно, они приняты к сведению.
Я надеюсь, что эта работа была полезной для исследователей и интересующихся политикой людей, которые смогли прочитать открытую часть доклада, а также для специалистов и людей, принимающих решения, которые смогли ознакомиться с полной его версией.