Бои на Донбассе под Авдеевкой: Киев попытался напомнить Западу о своем существовании
Александр Носович
Вооруженные силы Украины предприняли самое масштабное наступление на Донбассе со времен подписания вторых Минских соглашений. Ответственность Киева за развязывание войны на Донбассе признают эксперты ОБСЕ, западные союзники Украины и сами украинские власти.
Со стороны Украины боестолкновения 29 января в районе Авдеевской промзоны традиционно назвали возобновлением Кремлем «гибридной войны» и нападением «путинских боевиков». Президент Украины Петр Порошенко лично заявил об этом канцлеру Германии Ангеле Меркель, призвав всех западных союзников Украины проявить солидарность с «жертвой российской агрессии», после чего прервал свой визит в Берлин из-за обострения ситуации на Юго-Востоке (впрочем, уже проведя к тому времени все запланированные переговоры с руководством Германии).
Однако никакой солидарности на Западе Порошенко добиться не удалось — все союзники Украины, включая даже самых отъявленных русофобов, сошлись на том, что это украинская армия перешла в наступление на позиции Донецкой народной республики, а не наоборот. «Невинные российские офицеры, оккупирующие территорию Украины, ужасно атакованы украинцами, защищающими свою страну», — ехидно написал в «Твиттере» бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Спустя несколько часов Сикорский свой «твит» удалил, ведь вместо поддержки украинских союзников в нём было прямое признание, кто нарушает Минские соглашения и обстреливает города Донбасса. Но «твиты», как и рукописи, не горят.
Германия — главный адресат украинских призывов к солидарности после смены администрации США — от того, чтобы встать грудью за Порошенко и компанию и призвать Россию к ответу, тоже воздержалась.
«По информации Берлина, основанной, в частности, на докладах миссии ОБСЕ на востоке Украины, в настоящее время украинские военные пытаются изменить линию фронта в свою пользу. Как считают в правительственных кругах Берлина, они, очевидно, вносят вклад в рост напряженности, — написало
По информации Süddeutsche Zeitung, в правительстве ФРГ считают, что Киев сознательно обостряет ситуацию из-за планов президента США Дональда Трампа ослабить или отменить антироссийские санкции. Ни о какой поддержке военных авантюр украинского руководства Берлином и речи быть не может: в команде Ангелы Меркель действия Украины вызывают крайнее беспокойство.
Примечателен также комментарий нового Госдепартамента США по поводу обострения в Донбассе. Он оказался на удивление мягким и обтекаемым. Вашингтон ни словом не обмолвился, кто виновен в эскалации конфликта в Донбассе, а только выразил обеспокоенность новым витком насилия на востоке Украины, призвав к немедленному возобновлению перемирия и обеспечению доступа наблюдателям ОБСЕ. «Мы также подтверждаем поддержку США полного выполнения Минских соглашений», — отмечается в заявлении Госдепа.
Во всех предыдущих случаях нарушения перемирия в Донбассе Госдеп априори безапелляционно возлагал всю ответственность на Москву, выражал свою абсолютную поддержку Украине и требовал новых санкций против России. Но то было при президенте Обаме, а при Трампе Госдеп бежать занимать сторону Украины не собирается.
Реакция американской прессы на эскалацию еще интереснее. The New York Times выпустила материал об Авдеевке под заголовком
И совсем уж неожиданный удар в спину Порошенко и компании нанесло Радио «Свобода». Последнее припомнило двухнедельной давности слова секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова о том, что украинская армия будет сантиметр за сантиметром занимать земли Донбасса.
«Свобода» констатирует, что произошедшие бои на Донбассе за Авдеевку — результат тактики «ползучего наступления» Вооруженных сил Украины на буферную зону, разделявшую противоборствующую сторону согласно Минским договоренностям. Кого-кого, а Радио «Свобода» в симпатиях к «пророссийским ватникам» никак не обвинишь — волей-неволей приходится говорить о его объективности.
В конце концов ответственность Киева за нарушение перемирия и эскалацию боевых действий на Юго-Востоке стала настолько очевидной, что ее признал и сам Киев.
«На сегодняшний день, как бы оно ни было, но метр за метром, шаг за шагом наши ребята героически продвинулись вперед», — заявил 31 января заместитель министра обороны Украины Игорь Павловский, подтвердив, что украинские военные не обороняются, а сами наступают на позиции сепаратистов.
Попытки Минобороны Украины оправдаться, что их наступление стало ответом на провокацию ополчения ДНР, устроившего обстрел Авдеевки, разбились о заключение специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. В докладе ОБСЕ за 30 января говорится, что в ночь с 27‑го на 28 января камера СММ на шахте Октябрьской зафиксировала, что интенсивной перестрелке предшествовал выстрел с северо-западного в юго-восточном направлении (то есть стреляли с позиций Украины). Камера в Авдеевке засняла артдуэль, начавшуюся с пяти выстрелов с севера на юг (также с позиций Вооруженных сил Украины). Наконец, в ночь на 28 января камера в Широкино зафиксировала 20 выстрелов с запада в восточном направлении (и снова с украинских позиций), после чего завязался бой.
Что мы имеем в итоге? 27 января администрация президента Украины объявила о внезапном желании Петра Порошенко посетить Берлин 30 января. Спустя несколько часов после этого объявления начались обстрелы позиций ДНР Вооруженными силами Украины, за которыми последовали бои под Авдеевкой, и широко анонсированное с начала года «ползучее наступление» переросло в просто наступление украинских силовиков, попытавшихся занять буферную зону, отделявшую их от сепаратистов. Порошенко в Берлине назвал всё это «российской агрессией» и призвал к солидарности с несчастной Украиной всех немецких политиков, с какими встречался.
В это время специальная мониторинговая группа ОБСЕ опубликовала доклад, согласно которому военные действия в Донбассе возобновила украинская сторона, Америка и Евросоюз с Киевом солидаризироваться отказались, западные СМИ объявили Украину ответственной за эскалацию конфликта, а пресс-секретарь президента России заявил, что Владимир Путин и Дональд Трамп во время телефонного разговора сошлись во мнении, что из украинского кризиса нет иного выхода, кроме реализации Минских договоренностей.
Киев пробовал напомнить Западу о себе, подтвердить единодушную поддержку союзников в борьбе с Россией и пророссийскими сепаратистами, попытаться сорвать диалог Путина с Трампом и гарантировать продление санкций против России, но ничего из вышеперечисленного у команды Петра Порошенко не получилось.
В условиях, когда новый президент США стремится к нормализации отношений с Россией, а у лидеров Германии и Франции в этом году выборы, на которых Ангеле Меркель и Франсуа Олланду нужно продемонстрировать избирателю хоть какие-то внешнеполитические достижения, военные провокации украинских силовиков могут привести только к международной изоляции Украины на Западе.
Берлину, Парижу и Брюсселю в принципе не нужна война в центре Европы, а особенно сейчас, когда весь Западный мир пребывает в состоянии политической турбулентности. В нынешних условиях президентства Дональда Трампа, на грани распада Евросоюза и даже НАТО Западу вообще нет дела до Украины, а если президент Порошенко будет и впредь дергать союзников за рукав, привлекая к себе внимание залпами артиллерийской канонады в Донбассе, то Евроатлантика может отказаться от дальнейшей поддержки киевского режима публично и официально.