Поддерживая строительство газопровода «Северный поток — 2», Германия способствует «экономическому удушению» Украины. Об этом заявил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Накануне очередных консультаций по заключению нового транзитного контракта с Россией руководство «Нафтогаза» демонстрирует готовность идти на конфронтацию не только с «Газпромом», но и с Европой. Такая конфронтация обернется для Киева очень неприятными последствиями: в силах Германии лишить украинцев безвизового режима со странами Евросоюза, если «наезды» украинских чиновников на политику Берлина продолжатся.
«С запуском "Северного потока — 2" можно ожидать, что транзита через территорию Украины не будет. И Германия должна понимать, что она таким образом способствует экономическому удушению Украины», — заявил Витренко в недавнем интервью.
Впрочем, заботится он не только о «неньке»: по утверждению исполнительного директора «Нафтогаза», весь восточноевропейский газовый рынок «был сформирован на ожиданиях того, что газ будет идти с востока на запад». «А такие радикальные изменения — теперь газ должен идти с запада на восток, на восток Украины, по крайней мере, — это угроза стабильности поставок в регионе. И Германия как один из лидеров Европейского Союза должна это осознавать», — утверждает Витренко.
Слова руководителя «Нафтогаза» противоречат публичной позиции Берлина, которая остается неизменной на протяжении нескольких лет: даже когда «Газпром» начнет эксплуатацию обходного трубопровода, украинский транзит должен быть сохранен. Причем сохранен на условиях долгосрочного контракта и больших гарантированных объемов прокачки.
В последнее время речь идет о цифре в 60 миллиардов кубометров ежегодно, не считая 30 миллиардов резервных мощностей, которыми «Газпром» сможет воспользоваться по желанию. Такое предложение выдвигает Киев, не уставая повторять, что европейские партнеры его полностью поддерживают. Тогда откуда появляются разговоры об «экономическом удушении» Украины?
Подобные претензии имеют смысл только в том случае, если Витренко не доверяет своим немецким товарищам.
Похожим заявлением в марте этого года отметился и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. «Нафтогаз прилагает максимум усилий, чтобы сохранить транзит газа через Украину после 2019 года. Однако, учитывая действия России, Германии и части украинского политикума, уверенности в сохранении транзита нет», — написал чиновник на своей странице в Facebook.
Нет уверенности в том, что Путин и Меркель не ударят по рукам и не подпишут смертный приговор украинской газотранспортной системе — видимо, так следует интерпретировать слова Коболева и Витренко.
Опасения, конечно, небезосновательны. Совсем недавно Бундестаг имплементировал в национальное законодательство обновленную Газовую директиву ЕС, которая распространяет нормы Третьего энергопакета на трубопроводы из третьих стран. На практике это означает, что пропускная способность «Северного потока — 2» будет искусственно ограничена вдвое. Но эксперты отмечают, что в принятом немецким парламентом законопроекте есть юридические лазейки, которыми Берлин наверняка попытается воспользоваться, чтобы обойти европейское законодательство.
Впрочем, запуск «СП — 2» уже перенесли на середину 2020 года, а транзитный контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» кончается через месяц.
Поэтому украинская труба пока что остается безальтернативным маршрутом доставки российского газа в Европу. В заключении нового договора объективно заинтересованы все стороны.
Причем для Германии действительно важно заключить его на долгосрочной основе. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Европа подталкивает Россию и Украину к прочному газовому миру. Две главные преграды на этом пути — Коболев и Витренко.
Несмотря на то, что личные отношения у топ-менеджеров «Нафтогаза» складываются не лучшим образом, в деле отстаивания национальных интересов США они действуют очень слаженно. Отсутствие украинского транзита после 2019 года будет означать дефицит российского газа, стремительный рост цен на энергоносители и усиление позиций американских производителей СПГ в Европе.
Коболев и Витренко желают реализовать этот сценарий еще и из шкурных побуждений. Сегодня Украина получает газ путем так называемого виртуального реверса, который создает благоприятную почву для коррупции.
Очевидно, на схемах перепродажи «голубого топлива» наживаются не только европейские партнеры «Нафтогаза», но и сама компания.
В случае заключения нового транзитного контракта отлаженный алгоритм генерирования коррупционной ренты может быть сломан, поскольку Россия настаивает на пакетном соглашении, которое включает в себя прямые поставки газа Украине на основании отдельного договора.
С другой стороны, если транзит прекратится, то и виртуального реверса больше не будет. Но тогда доставлять газ украинским потребителям придется по еще более сложным и запутанным схемам. А чем сложнее схема, тем больше денег оседает в карманах газовых рантье.
Обвинения в адрес правительства ФРГ — отнюдь не единственный пример деструктивного поведения чиновников «Нафтогаза» в последнее время. Чего только стоит недавнее заявление Витренко о том, что в случае отсутствия транзитного контракта после 1 января 2020 года российский газ, поступающий на территорию Украины, будет считаться «бесхозным» и закачиваться в подземные хранилища! Речь идет о газе, который предназначен для европейцев.
То есть через исполнительного директора «Нафтогаза» Украина фактически расписалась в намерении обворовывать своих западных коллег. Немцев в том числе.
Еще один красноречивый пример: «Нафтогаз» требует от «Газпрома» встречных шагов для обнуления «долга» на сумму в 22 миллиарда долларов. 2,6 миллиарда Россия действительно должна выплатить по решению Стокгольмского арбитража. На 7 миллиардов российскую компанию оштрафовал украинский Антимонопольный комитет — очевидно, что с этим вердиктом Москва никогда не согласится и никакие взаиморасчеты на его основании проводить не будет. Еще более 11 миллиардов Украина требует от России в новом иске, который пока что даже не рассматривался. Но Коболев сам все рассмотрел.
Не секрет, что руководство «Нафтогаза» безуспешно пытался поменять предыдущий премьер-министр Украины Владимир Гройсман. При правительстве Алексея Гончарука «на трубе» по-прежнему сидят те же люди. Новому президенту наверняка объяснили, что этих ребят трогать нельзя.
Хотя потенциальная отставка их сильно не страшит. Коболев и близко не пытается играть в политику — он просто зарабатывает деньги на службе у «дяди Сэма», который в любой момент окажет ему радушный прием (по крайней мере, именно в США глава «Нафтогаза» переводит свои многомиллионные премии).
На безбедную старость менеджеры украинского газового монополиста зарабатывают ценой сдачи национальных интересов.
В результате их работы Украина рискует лишиться не только транзита и надежных источников поставок «голубого топлива», но и расположения своих европейских союзников. Последствия можно представить. Заявлений про «экономическое удушение» Украины поддерживавшей ее все последние 5 лет «европейского выбора» Германией достаточно, чтобы всерьез задуматься о лишении украинцев безвизового режима с Евросоюзом.