Политика Политика

Уже не «последняя диктатура Европы»: Госдеп США взялся за Беларусь

Помощник госсекретаря США по Европе и Евразии Уэсс Митчелл встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Накануне поездки в Минск Уэсс Митчел причислил Беларусь к «бастиону, защищающему от российского неоимпериализма», а при встрече с Лукашенко похвалил его за сохранение территориальной целостности Беларуси. Госдеп США активизирует старую американскую политику, направленную на вырывание Беларуси из российской сферы влияния.

У Республики Беларусь — худшие отношения с Соединенными Штатами из всех европейских стран. Беларусь — единственная страна в Европе, из которой выгнали американского посла. Президент Александр Лукашенко десять лет назад объяснял решение выдворить из Минска посла США так: «Зачем нам посол, который организовывает акции пятой колонны?»

История белорусско-американских отношений — это история неуклонной деградации, причем намного более стремительной, чем в отношениях России и США.

Во время бомбардировок НАТО Югославии белорусский президент публично предлагал поставлять югославам противоракетные комплексы С-300, чтобы сбивать американские истребители. Конгресс США, в свою очередь, вопреки соглашению 1996 года о гарантиях безопасности и невведении санкций против Беларуси в обмен на отказ Минска от ядерного оружия, официально поставил целью американской внешней политики свержение Лукашенко и ввел персональные и экономические санкции против республики.

«Последняя диктатура Европы» — это не расхожий журналистский штамп, а официальная формулировка ЦРУ. «Доклад о Беларуси — последней диктатуре в Европе, включающий данные о торговле оружием и собственности лидеров» — так назывался документ американских спецслужб, на основании которого Конгресс США утверждал перечень санкций против «последней диктатуры Европы».

Воплощением на практике официального курса США являются несколько попыток организации «демократической революции» в Минске, которые финансировали и курировали американские спецслужбы.

За эти попытки, собственно, из Беларуси и выгнали американского посла.

Поэтому нужно вдуматься в слова помощника госсекретаря США по Европе и Евразии Уэсса Митчелла, сказанные на прошедшей 30 октября встрече с Александром Лукашенко. «Мы прекрасно понимаем глубокие и исторически сложившиеся близкие взаимоотношения вашей страны и Российской Федерации. И мы прекрасно понимаем тот успех, которого вы добились в деле обеспечения стабильности, территориальной целостности. В первую очередь, политической стабильности в Беларуси», — сказал Митчелл белорусскому лидеру.

В этих словах — то ли ирония, то ли тонкий комплимент и завуалированное выражение уважения к белорусской государственности, которая оказалась для американцев куда более крепким орешком, чем Ливия или Ирак.

Потому что кто как не американцы два десятилетия подрывал в Беларуси политическую стабильность?

Но на поверхности, конечно, иная интерпретация слов Уэсса Митчелла. Помощник госсекретаря по Европе и Евразии намекает, что Беларусь сумела обеспечить стабильность и территориальную целостность в условиях союза с Россией. Мол, смогла выжить в «медвежьих» объятиях и осталась независимым государством. Как будто Москва когда-либо покушалась на территориальную целостность Беларуси, а российский посол был изгнан из Минска за организацию «майданов».

Госдепартамент исподволь навязывает белорусам мифологическую версию их новейшей истории: оказывается, Беларусь все эти годы защищалась как могла от захвата ее Россией и была передовым бастионом Европы, ограждающим от «российской агрессии».

Уэсс Митчелл так и выразился в своей речи о принципах новой политики США в Центральной и Восточной Европе: обозначил Беларусь в одном ряду с Украиной и Грузией как «бастион, защищающий от российского неоимпериализма».

Это уже переписывание не истории, а современности: называть военного союзника России в Восточной Европе в числе американских сателлитов, образующих антироссийский «санитарный кордон». Эта искаженная версия реальности и предлагается официальному Минску в качестве основы для выстраивания новых американо-белорусских отношений.

Белорусское руководство предлагает американцам совсем другую основу.

Беларусь — самостоятельный центр силы, которая ни от кого не зависит и на противостояние кому-либо не направлена.

«Мы хотим быть суверенными и независимыми, и в этом отношении мы равно приближены ко всем центрам силы нашей планеты. Даже в самые сложные времена наших отношений я не переставал говорить о том, что мы крайне заинтересованы в хороших отношениях с вашей страной», — сказал посланнику Вашингтона Александр Лукашенко.

После этого Лукашенко обратился к внешнеполитической концепции Беларуси как донора региональной безопасности, принятой после украинских событий. «Мы знаем отношение ваше и вашей страны к этим проблемам. Думаю, что вы уделите больше внимания решению этих проблем как ведущая страна мира. Если мы будем востребованы в решении самых сложных проблем в Европе, особенно в Восточной Европе, мы готовы к этому», — заявил президент Беларуси.

Однако США не нужна Беларусь как донор региональной безопасности в Европе.

Представитель Госдепартамента довольно ясно дал понять, что Беларусь нужна США как еще одна антироссийская страна, без которой не замыкается цепь антироссийских государств на западных границах РФ.

Знаковое включение Минска в программу европейского турне Уэсса Митчелла означает лишь то, что Соединенные Штаты активизируют свою старую политику на белорусском направлении. В какие бы игры ни играл с самой Россией президент США Дональд Трамп, цель американской политики в отношении Беларуси остаются неизменной: вырывание республики из сферы влияния России.

Неизменность цели определяет и завидное постоянство задач белорусской политики Вашингтона. Их две:

Переориентация Беларуси на НАТО и США и смена власти в Минске.

Последовательность выполнения этих задач может меняться в зависимости от выбранной концепции работы по Беларуси. Жесткая концепция «демократизации» предполагала сперва государственный переворот в Минске и приход к власти прозападных сил, а потом движение Беларуси в сторону Запада. Мягкая концепция «вовлечения» предполагает сперва сближение Беларуси с НАТО и США, а потом смену руководящих кадров в Минске.

Однако одно неразрывно связано с другим, потому что пока в Минске вместо самостоятельного руководства не окажутся у власти прозападные деятели, целиком и полностью заточенные на «сдерживание России», стратегия США по отношению к Беларуси не будет выполнена до конца.

Так что официальному Минску предлагается сыграть в геополитическую партию с шулером. Приглашение к этой игре для белорусской дипломатии само по себе победа. Тактика международной изоляции «последней диктатуры Европы» и удушения ее санкциями всем «демократическим миром» провалилась.

Готовность США к диалогу с белорусскими властями открывает для Беларуси коридор возможностей для дипломатического маневра. В первую очередь — в отношениях с американскими союзниками и сателлитами в Европе, которым не с руки будет давить на белорусов темами демократии и прав человека после того, как эти темы презрел заокеанский патрон.

В то же время игра с шулером не увеличивает национальной безопасности Беларуси. Шулер есть шулер — общение с ним может нести национальной безопасности только угрозы. В конечном счете лучший способ обращения с шулером, как показал белорусский опыт с изгнанием американского посла, это канделябром — и по голове.


Читайте также
31 октября 2018
Президент Литвы всерьез рассчитывает на долгосрочное экономическое партнерство с Китаем и китайские инвестиции.
30 октября 2018
Политика «сдерживания России» приносит совсем не те результаты, на которые рассчитывала Европа.
29 октября 2018
Интервью с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станиславом Митраховичем.
27 октября 2018
Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть явную политическую подоплеку в решении Ангелы Меркель поддержать строительство регазификационного терминала в Германии.