Политика Политика

Эстония не может выбрать президента

Президентские выборы в Эстонии грозят затянуться: эстонский парламент Рийгикогу трижды не смог выбрать главу государства. Выборы в Эстонии обещают затянуться, притом что по большей части кандидатура будущего главы государства интересует только узкий круг истеблишмента – значимой роли в жизни Эстонии президент не играет, и население его не выбирает.

Наиболее вероятными кандидатами на пост президента Эстонии до недавнего времени считались глава МИД Марина Кальюранд и экс-премьер, бывший вице-председатель Еврокомиссии Сийм Каллас. Правящая Партия реформ предпочла поддержать на выборах Калласа, что неудивительно, – удивительно было бы, если бы «реформисты» предпочли Кальюранд основателю и лидеру своей партии. Избрание Сийма Калласа президентом было джентльменским соглашением верхушки Партии реформ: так бывшему еврокомиссару договорились компенсировать неудобную ситуацию двухлетней давности, когда Калласу был обещан пост премьер-министра, но из-за коррупционного скандала эстонским премьером стал Таави Рыйвас.

Так что предполагалось, что избрание нового президента Эстонской Республики будет чистой формальностью и простой технической процедурой. Однако на практике у Партии реформ возникли проблемы.

Эстонский парламент Рийгикогу трижды не смог выбрать президента: более трети депутатов отказывают Калласу в своих голосах.

В третий тур выборов вышли Сийм Каллас и кандидат от Центристской партии Майлис Репс. Ситуация, каноническая для эстонской политики: в финальной схватке сталкиваются бессменная власть (Партия реформ) и вечная оппозиция (Центристская партия), и первая, как всегда, побеждает. Так планировалось и в этот раз: понятно, что правые партии, составляющие абсолютное большинство эстонского парламента, никогда не поддержат кандидатку от центристов. Они и не поддержали. Однако они не поддержали и кандидата от реформистов: Сийм Каллас так и не получил необходимых для избрания президентом 68 голосов. Из ста депутатов Рийгикогу за Калласа проголосовали 42, за Репс – 26, а 30 бюллетеней для голосования оказались пусты.

Теперь президента Эстонии должна выбирать Коллегия выборщиков. Согласно эстонскому законодательству, Коллегия выборщиков будет созвана через месяц после третьего тура выборов. В её состав войдут 335 человек – депутаты Рийгикогу и представители самоуправлений. Нового президента Эстонии выборщики будут выбирать из двух кандидатов, вышедших в третий тур голосования Рийгикогу, а также новых претендентов, которых смогут выдвинуть члены Коллегии. Голосование пройдёт в два тура, для победы кандидату в президенты Эстонии нужно будет набрать более половины голосов.

Что самое примечательное в этом тоскливом, как эстонская погода, вялотекущем политическом кризисе?

Самое примечательное, что народу в Эстонии на этот кризис плевать в принципе: президента народ в любом случае выбирать не будет, президент в Эстонии является фигурой чисто декоративной и ни на что не влияет, поэтому какая разница, кто им станет?

Выборы президента имеют минимальное значение даже для политической и околополитической (деловой, журналистской, дипломатической) тусовки, что уж говорить о населении в целом. Главным движущим мотивом на этих выборах являются внутрипартийные договорённости и личные обязательства верхушки Партии реформ по отношению к одному из своих основателей, патриархов, наиболее уважаемых и влиятельных членов. В свою очередь, появившаяся на этих выборах интрига связана с тем, что остальные правые партии решили напомнить Партии реформ, что она не одна в эстонской политике, и если реформисты десятилетиями находятся у власти, то это не значит, что сделать президентом страны своего человека для них – решённый вопрос.

Поэтому разрешение интриги с новым президентом Эстонии, по-видимому, будет состоять в том, какие отступные получат другие правые политсилы страны (IRL, Свободная партия) в обмен на поддержку кандидата от реформистов.

Партии реформ значительно легче было бы провести соответствующий политический торг в Рийгикогу, но лидеры партии и партийные политтехнологи вовремя не сообразили, что политический расклад в парламенте для них получается неблагоприятный. Теперь придётся возиться с Коллегией выборщиков, что куда более трудоёмко, поскольку последняя включает не только депутатов, но и представителей самоуправлений. Неприятно, но решаемо.

Для всех остальных жителей Эстонии интересоваться президентскими выборами вовсе нет никакого резона. Если бы Эстония была хотя бы парламентско-президентской республикой, как Польша, Украина или Литва, и президент обладал бы в ней реальными полномочиями, то резон был бы. Впрочем, в таком случае глава государства, скорее всего, выбирался бы всенародно, как в тех же Польше или Литве.

В случае же Эстонии президентские выборы совершенно закономерно представляют интерес исключительно для узкокорпоративной внутриэлитной тусовки. Народ ведь к этим выборам никакого отношения не имеет.