Новость о готовящемся выходе российской компании «Яндекс.Такси» на литовский рынок не на шутку переполошила политическую элиту страны. В ход пошла излюбленная аргументация литовских властей об угрозе национальной безопасности, о связях компании с российскими спецслужбами, а также чуть ли не о подготовке к вмешательству в предстоящие муниципальные и президентские выборы. Удастся ли яндексовским «шашечкам» доехать до Литвы с такой информационной поддержкой?
Вот уже на протяжении недели первые полосы ведущих литовских СМИ пестрят заголовками, критикующими российскую компанию Яндекс из-за расширения географии действия ее услуг (с марта 2018 года сервис «Яндекс.Такси» представлен в Латвии, а летом приложение должно стать доступно и в Литве). Что только не писалось журналистами и не говорилось политиками!
Так, член парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас корил себя за то, что к приходу россиян отнеслись формально, поскольку «эта сфера не является стратегической областью экономики». А советник премьер-министра по вопросам нацбезопасности и внутренней политики Арнолдас Пикжирнис призывал граждан «ответственно оценивать предоставление персональных данных любым платформам и убеждаться в том, что требования не являются чрезмерными». Не остался в стороне и Департамент государственной безопасности, где, комментируя ситуацию, дали понять, что «спецслужба как разведывательное ведомство в рамках своей компетентности наблюдает за всеми возможными угрозами национальной безопасности и постоянно информирует главу государства и соответствующие ведомства».
В СМИ российскую компанию безапелляционно связали с российскими спецслужбами, приведя в качестве железобетонного аргумента визит главы Российского государства Владимира Путина в штаб-квартиру компании на ее двадцатилетие.
Логика простая и доходчивая: раз бывший руководитель ФСБ (как известно, «бывших сотрудников ФСБ» не бывает) держит в поле зрения такую компанию, да еще лично пожаловал к ее руководству, значит, наверняка есть разведывательный интерес. Получается, что руководство компании завербовано, а программное обеспечение точно будет шпионить за литовцами и отсылать их персональные данные прямиком на Лубянку.
Следуя за мыслью литовских политиков, все, с кем встречался и беседовал с глазу на глаз российский лидер, к примеру, тот же руководитель радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов или президент Литвы Даля Грибаускайте, завербованы?
Вызывает умиление попытка местной журналистской братии подвести под эту историю тезис об «антидемократическом характере» самой компании. Мол, в ходе визита главы государства на рабочее место не пустили одного из сотрудников, который ранее участвовал в митингах протеста.
В свою очередь, попытки компании «Яндекс.Такси» достучаться до здравого смысла тех, кто развязал против нее информационную войну, пока не увенчались успехом. Разъяснения ее официального представителя Арама Саргсяна о том, что слив информации невозможен в принципе, так как клиентский сервис осуществляется зарегистрированной в Нидерландах компанией, чья деятельность регулируется установленным в Европейском союзе Общим регламентом по защите данных, остаются без внимания.
На каждый такой российский комментарий следует громкое и бессмысленное заявление со стороны местных министерств и ведомств. Так, Национальный центр кибернетической безопасности Литвы призвал граждан воздержаться от использования мобильного приложения сервиса, поскольку «данные о потребителях могут собираться незаконно».
Вот уж невиданная удача для Литвы, которая в июне текущего года выступила инициатором создания сил быстрого реагирования ЕС на киберугрозы. Подписавший от Литвы соответствующую декларацию министр обороны Раймундас Кароблис назвал эту инициативу Вильнюса одним из ключевых проектов в рамках постоянного структурированного сотрудничества. Так что пора борьбы с кибервызовами обещает быть горячей.
Не осталось в стороне и министерство обороны Литвы, в котором предупредили, что потребности приложения «Яндекс.Такси» для извлечения информации с мобильного устройства «потенциально создают условия для незаконного сбора и накопления персональных данных, а это вызывает опасения по поводу их безопасности».
Муниципалитет Вильнюса пошел дальше и обратился в Совет по конкуренции с просьбой расследовать, не нарушает ли реклама «Яндекс.Такси» законы и не вводит ли она в заблуждение потребителей. Как сообщили в мэрии, в публикуемой различными способами рекламе компании говорится о предоставлении услуг такси, однако до сих пор она не обратилась в столичную администрацию за разрешением на перевозку пассажиров. Сам же мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс обратился в Департамент госбезопасности с просьбой предоставить информацию, не представляет ли деятельность «Яндекс.Такси» в Литве угрозы национальной безопасности, видимо, приравняв мобильное приложение к строящейся в Островце атомной станции.
Оно и понятно — мэру срочно нужно выправлять свой исторически низкий рейтинг непопулярности, а лучшей возможности в виде «российской киберугрозы» и не найти.
Проведенный в середине июля компанией Vilmorus соцопрос показал падение доверия к вильнюсскому градоначальнику до самого низкого показателя за весь срок его полномочий (негативно — 36,8%, позитивно — 23%). Так что рассчитывать на благоразумие местных политиков, которые будут «выжимать» из этой темы собственные дивиденды, было бы, по крайней мере, опрометчиво.
При этом никого не интересует экономическая составляющая данного вопроса. Ведь приход еще одного перевозчика на местный рынок улучшит конкурентную среду, что, в свою очередь, приведет к снижению цен на услуги такси и, в конечном счете, к выгоде для жителей города. Все молчат относительно расценок, которые являются не просто конкурентными, а очень даже демократичными. Ну и, естественно, обходят стороной тот факт, что приложение компании работает на платформе, аналогичной Uber или Taxify, которые вполне комфортно чувствуют себя в Литве.
Что тут сказать — Литва в очередной раз наглядно демонстрирует инвестиционную непригодность и зависимость от сиюминутных конъюнктурных соображений местных политических элит. Неудивительно, что Литву покидает все больше как международных, так и собственных компаний.