В Литве начал рушиться героический миф о «лесных братьях»
Александр Носович
Политика превращения «лесных братьев» в национальных героев Литвы столкнулась с жестким противодействием. Репрессивная машина сбоит: травля инакомыслящих порождает новых диссидентов, присоединяющихся к мнению, что тот или иной «борец за независимость» был палачом и убийцей. От страха перед реакцией Запада литовские руководители вынуждены сдерживать свои «совдеповские» инстинкты — запрещать и наказывать — и идти на попятную. В результате официальная мифология героических «лесных братьев» подвергается все большей эрозии.
В феврале этого года литовское издательство Alma littera сообщило о возвращении изъятых из книжных магазинов книг Руты Ванагайте автору. Глава издательства Дангуоле Вилюнене объяснила это решение тем, что Alma littera — за свободу слова и плюрализм мнений. Да, из ценностных соображений они изъяли из продажи все книги Ванагайте, но они не собирались запрещать литовцам их читать. Пусть Ванагайте сама продает эти книги через интернет, а общество решает, стоит ли такую писательницу читать.
Особенно Дангуоле упирала на то, что возвращение книг автору — лучшее доказательство того, что они не уничтожены. Книги Ванагайте несколько месяцев лежали на складе в Каунасе, и слухи о том, что все их сожгли — клевета.
Между тем, если издательство Alma littera кого и может обвинять в распространении слухов об уничтожении 27 тысяч книг Ванагайте, то только себя.
На пике скандала вокруг писательницы, назвавшей главаря «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса агентом НКВД, предателем и участником Холокоста, издательство заявило о намерении «утилизировать» изъятые из продажи книги.
Однако возникший ассоциативный ряд «травля — политэмиграция писательницы — сожжение книг — участие в Холокосте» породил такую бурю на Западе, что в перепуганной международной реакцией Литве быстренько пошли на попятную. Сперва заявили, что сжигать или каким-либо иным образом утилизировать книги Ванагайте никто не собирался, а потом торжественно вернули эти книги автору с формулировкой: смотрите, какие мы либерально мыслящие и демократичные — ничего не сожгли, ничего не присвоили, пусть себе свободно сама продает.
Этот первый случай породил тенденцию, в последние дни ставшую очевидной.
В Литве и в литовской общине за рубежом раз за разом проявляют себя диссиденты, критикующие героизацию «лесных братьев», и политический режим вынужден всякий раз ослаблять свой карательный механизм в страхе, что его средневековая дикость будет предана международной огласке.
Великолепную в своей образцовости травлю Ванагайте остановила отповедь Европейского еврейского конгресса и влиятельнейших европейских СМИ, включая немецкий Spiegel, прямо назвавших происходящее «охотой на ведьму». Правда, писательнице пришлось уехать из страны, но литовская прокуратура прекратила расследование и отказалась возбуждать уголовное дело, а книги Ванагайте передумали уничтожать.
Нынешним летом американская журналистка из литовской общины Чикаго Сильвия Фоти обвинила Литву в том, что та героизирует ее деда — «лесного брата» Йонаса Норейку, который был пособником Гитлера и убийцей тысяч евреев. Фоти рассказала, что пришла в ужас, когда побывала в Литве, где сначала увидела, какие почести власти воздают ее деду, а потом узнала, что тот был нацистским преступником. И тот же Музей геноцида, который занимается сохранением памяти о жертвах тоталитарных режимов, скрывает правду о «генерале Ветра» и отвечает за героизацию организатора Холокоста.
Выступление внучки Норейки, похоже, сильно перепугало вильнюсский «отдел ЦК по идеологической работе», особенно с учетом того, что американская журналистка готовит к изданию книгу о своем деде. Можно представить, что она напишет в этой книге об исторической политике Литвы и как на это отреагируют американская и европейская общественность, особенно если в тему включатся еврейские организации.
И вот уже главный провластный онлайн-ресурс страны публикует кощунственное для постсоветской Литвы мнение, что не все «лесные братья» были героями и рыцарями без страха и упрека — тот же Йонас Норейка помогал нацистам убивать и грабить евреев; нельзя ставить памятники такому человеку и называть в его честь школы.
Статья Аркадиюса Винокураса «Литве не нужны запятнавшие свое имя герои» на DELFI.LT вышла в разгар травли еще одного «еретика» — депутата Клайпедского горсовета Вячеслава Титова, который тоже выступил против героизации Раманаускаса-Ванагаса и назвал его убийцей тысяч людей. Реакция на Титова была та же, что на Ванагайте. Прокуратура начала расследование, на улице стали звучать угрозы, «патриотическая» общественность радостно включилась в травлю в социальных сетях, а руководство Клайпеды решило отобрать у Титова депутатский мандат — политический аналог изъятия и уничтожения книг.
Но и с травлей Вячеслава Титова не все идет как по маслу. Даже самые ретивые травильщики смутно ощущают странность происходящего. Пока они карают одного «святотатца» за нарушение идеологического табу, крупнейший информационный портал нарушает это табу как ни в чем не бывало, и это называется свободной дискуссией.
И вот уже к Титову и Ванагайте присоединяются новые «святотатцы».
Известный литовский журналист Артурас Рачас предложил начать расследование прокуратуры и против него, потому что он тоже считает Раманаускаса убийцей мирных литовцев.
Бывший глава информационного агентства BNS обрушился на штатного пропагандиста площади Дауканто Андрюса Тапинаса — именно Тапинас заявил на Титова в полицию и прокуратуру и организовал флешмоб против депутата у здания горсовета Клайпеды. Артурас Рачас в ответ назвал Тапинаса «тряпкой» и «слюнтяем», который не боится травить клайпедского депутата, потому что тот — русский.
«Тебе легко, поскольку ты, как и я, к сожалению, по национальности литовец. Но помимо этого, ты еще и награжден коллаборантским орденом от [президента] Дали [Грибаускайте], который ты хорошо отрабатываешь. С излишком. Будь патриотом, Андрюкас, защити честь Литвы, напиши еще одно заявление в прокуратуру. Извини, что не сможешь называть меня "кацапом", но можешь называть "ватником", что для вас, орденоносцев, обычное дело. <…> Напиши заявление в прокуратуру бесплатно, поскольку я утверждаю, что Адольфас Раманаускас-Ванагас, со всем уважением к его личности и деятельности, принял непосредственное участие в убийстве мирных граждан Литвы», — написал Рачас.
Расширение числа отступников — явно не тот результат, на который рассчитана борьба с инакомыслием.
Репрессивная машина не работает, и от этого национальный миф Литвы о героических партизанах-антисоветчиках начинает рушиться под напором исторических фактов.
У литовских властей в этой ситуации есть два выхода. Первый — включить репрессивную машину на полную и криминализировать критику «лесных братьев», как они 8 лет назад криминализировали отрицание «советской оккупации». Второй — не обострять ситуацию и прекратить героизацию «лесных братьев».
Первый вариант практически исключен, потому что тема «лесных братьев» плотно переплетена с темой Холокоста. За попытку запретить говорить правду о Холокосте литовским властям за океаном так врежут…
Но и второй вариант тоже плох. Защитники Раманаускаса, Норейки и прочих правильно говорят: если отнять у нас наших героев, то с чем мы останемся? «Лесные братья» — главный и по сути единственный аргумент сегодняшних литовских властей в пользу того, что добровольного вхождения Литвы в состав СССР не было.
Если «лесные братья» были коллаборационистами, грабителями и убийцами мирного литовского и еврейского населения, прятавшимися по лесам от НКВД после разгрома нацистской Германии, то никакого массового народного сопротивления «советской оккупации» Литвы не было.
А раз не было массового сопротивления, то не было и советской оккупации.
Что же в таком случае было? Была Литовская Советская Социалистическая Республика, становлению которой, как совершенно верно отметила в своей кандидатской диссертации товарищ Д.П. Грибаускайте, препятствовали «классовые враги».