Спикер эстонского парламента Рийгикогу Хенн Пыллуаас назвал болезненными для эстонцев российские торжества в честь 9 мая. Почему День Победы вызывает боль у Пыллуааса и его избирателей, легко догадаться, если вспомнить, что Эстония в относительных цифрах занимает первое место среди оккупированных Гитлером стран, граждане которых шли на сотрудничество с нацистами. Соседние Латвия и Литва тоже входят в число лидеров коллаборационизма с нацистами и потому ненавидят лютой ненавистью свой День Поражения.
Накануне 9 мая в Прибалтике, как обычно, разгораются споры об отношении к Дню Победы и тому, что местные «ватники» его празднуют. Можно было предположить, что этот год из-за пандемии коронавируса окажется исключением, но нет, ничего подобного.
В Эстонии, например, обсуждают, надо ли русским жителям Таллина идти 9 мая возлагать цветы к «Бронзовому солдату» и почему не надо. Опять-таки, можно было бы ограничиться аргументом к необходимости в этом году соблюдать режим самоизоляции. Однако эстонские власти предпочли вернуться к разговору о принципиальных вещах.
Спикер эстонского парламента Рийгикогу Хенн Пыллуаас заявил, что памятник воину — освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков должен был быть убран из центра эстонской столицы еще в 1990-е годы.
Потому что этот монумент представляет угрозу национальной безопасности Эстонии.
Если вначале возле «Бронзового солдата» собирались только «мирные ветераны», то после, по уверению Пыллуааса, мемориал стал местом притяжения «молодых агрессивных россиян». Нужно только договаривать, что для молодых россиян «Бронзовый солдат» стал местом притяжения русской молодежи после «бронзовой ночи» 2007 года, когда после переноса мемориала погиб его 20-летний защитник Дмитрий Ганин.
Кроме того, Хенн Пыллуаас считает, что празднование 9 мая является частью российского курса на переписывание истории. Распространение георгиевской ленточки символизирует «провокационное выражение политики сверхдержавы», а торжественные мероприятия в честь Дня Победы «болезненны» для эстонцев.
Здесь спикер эстонского парламента, как говорит собирающаяся у «Бронзового солдата» русская молодежь, «спалился».
Эстония и другие страны Балтии лидируют среди стран, оккупированных Третьим рейхом, по сотрудничеству своих граждан с нацистским режимом — еще бы им после этого не испытывать боли от Дня Победы.
Берем «Индекс коллаборации», составленный в начале года фондом «Историческая память», и смотрим, население каких стран менее всех и более всех сотрудничало с нацистами в пересчете на 10 тысяч жителей.
Менее всех — Греция, Сербия, Франция и Польша. Более всех… Эстония. 885 человек на 10 тысяч жителей. Практически каждый десятый. Второе место — Латвия: 738 человек на 10 тысяч жителей.
Смотрим, представители каких народов СССР сражались на полях Великой Отечественной войны в военных подразделениях Третьего рейха, и вычисляем уровень представительства в процентном соотношении к численности населения советских республик на начало войны.
Самые низкие цифры в итоге показывают РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР. За Гитлера воевали приблизительно 0,38%, 0,74% и 0,99% жителей советских России, Украины и Белоруссии соответственно.
Чаще всех на стороне нацистской Германии были жители Прибалтийских республик: ориентировочно 2,29% жителей Литвы, 9,28% жителей Латвии и 7,38% жителей Эстонии сражались в вооруженных формированиях Рейха.
В наши дни страны Прибалтики оправдываются, что их соотечественников насильно сгоняли на службу фюреру. И тут же сами себе противоречат, заявляя, что ветераны Латышского легиона или Эстонской дивизии СС — это их герои, которые были вынуждены воевать за свободу родины под флагом чужой страны. Так этих людей заставили воевать на стороне Гитлера или они сами шли воевать за него, веря, что «добрый фюрер» после разгрома «жидобольшевиков» дарует им независимость?
В Латвии, например, любят рассказывать международным партнерам, что у невинных латышей, которых гнали на войну оккупанты различного толка, не было выбора, воевать или не воевать в Латышском легионе СС. Это ложь. Выбор был. Нацисты предлагали латышским призывникам выбирать, куда им идти: на оборонные работы, в обслуживающий персонал для немцев или в Латышский легион СС. Большинство выбирали СС.
И потом, если литовцы, латыши и эстонцы по обе стороны фронта были равно невинными жертвами, которых коммунисты с нацистами погнали на чужую войну, то почему память об одних обеляется, а о других в лучшем случае стирается?
Почему тех, кто воевал под нацистской свастикой, героизируют и называют лучшими сынами Отечества, а тех, кто сражался под красным советским знаменем, оскорбляют и объявляют предателями своего народа?
Ведь что те, что другие участвовали в войне вынужденно. Таллин, Рига и Вильнюс сами на этом настаивают.
Однако первый эстонец, удостоенный звания Героя Советского Союза, Арнольд Мери, в «независимой» Эстонии третировался и обвинялся в преступлениях против человечности. Зато кавалер Рыцарского креста Железного креста, высшей награды Третьего рейха, унтершарфюрер ваффен СС Харальд Нугисекс был при жизни объявлен национальным героем и захоронен с военными почестями.
В Латвии многочисленные латышские красные партизаны, в годы нацистской оккупации бившие гитлеровцев, давно и осознанно забыты. Зато пойманный в Латинской Америке и казненный Моссадом садист и убийца детей в рижском гетто Герберт Цукурс изображается на почтовых марках и становится героем мюзиклов.
В Литве разве что старшее поколение помнит, кто такой «литовский Гарсия Лорка», поэт-антифашист Витаутас Монтвила, расстрелянный в первые недели гитлеровской оккупации. Зато в честь Йонаса Норейки, Юозаса Амброзявичюса и других палачей и организаторов Холокоста, у которых руки по локоть в крови, называют школы и устанавливают мемориальные доски.
У власти в Прибалтике находятся наследники тех, кто сделал ставку на Гитлера и все проиграл.
Поэтому у них вызывают такую животную ненависть Россия как правопреемник СССР, георгиевская лента и памятники советским воинам. Поэтому они испытывают острую боль от Дня Победы 9 мая.
Для них это День Поражения. Напомните это тем, кто станет рассказывать вам о «невинных жертвах двух равно преступных тоталитарных режимов».