Кто и как паразитирует на проблемах в российско-белорусских отношениях
Всеволод Шимов
Президент России Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко сообщили о намерении провести новую двустороннюю встречу, на которой будет обсуждаться развитие Союзного государства. О Союзном государстве никогда не говорили так много, как на рубеже 2018–2019 годов. То, что отношения между Минском и Москвой, несмотря на взаимные союзнические обязательства, обременены грузом противоречий и недопонимания и нуждаются в «инвентаризации», понятно уже давно. Однако какой характер обретет эта «инвентаризация»? Ответа на этот вопрос по-прежнему нет.
Власти обоих государств после публичного обмена порой весьма эмоциональными репликами перенесли дальнейший диалог о развитии двусторонних отношений в кулуарный формат, в рамках созданной двусторонней комиссии по углублению интеграции. Говорить о каких-то результатах ее работы пока рано, однако шумиха в информационном пространстве продолжается.
Разумеется, «горячая» тема обречена была на обрастание разного рода информационными вбросами.
Противники белорусско-российской интеграции не могли не улучить момент, чтобы дать очередной пропагандистский залп против Союзного государства.
Центральной здесь стала тема угрозы белорусскому суверенитету. Сама постановка вопроса о необходимости углубления интеграции как условии выстраивания привилегированных экономических отношений с Беларусью, озвученная российской стороной, была истолкована белорусскими оппозиционными СМИ как «интеграционный ультиматум», направленный на лишение Беларуси реального суверенитета.
Эта тема действительно является одним из главных камней преткновения в российско-белорусских отношениях. Учитывая разницу в масштабах двух стран, опасения, что Союзное государство может стать формой «мягкого поглощения» Беларуси, вполне понятны.
Собственно, именно поэтому Минск в своем диалоге с Москвой постоянно делает акцент на теме неприкосновенности суверенитета и соблюдения принципа равноправия в двусторонних отношениях.
Для оппозиционных сил и медиа это и вовсе становится «железобетонным» аргументом против самой идеи интеграционного объединения с Россией. Пользуются этой ахиллесовой пятой белорусско-российских отношений и на Западе, где тема «защиты» белорусского суверенитета перед лицом «российской угрозы» также получила широкое распространение.
Белорусов пугают потерей суверенитета не впервые
С начала украинского кризиса эта тема муссируется постоянно — достаточно вспомнить вакханалию вокруг совместных белорусско-российских учений «Запад-2017», которые в свое время все, кому не лень, объявляли началом «ползучей оккупации» Беларуси. Цель этих информационных вбросов понятна: создать атмосферу взаимного недоверия между Москвой и Минском, блокировав саму возможность конструктивного диалога по поводу формата интеграции.
«Русофобия» в Беларуси
С подачи некоторых оппозиционных СМИ в сети получили хождение два видеоролика. На первом из них «сознательный белорус» вступает в конфликт с человеком в казачьей папахе и выгоняет его из вагона метро с криками «чемодан-вокзал-Россия».
Во втором пассажир такси в оскорбительной форме требует у водителя снять георгиевскую ленту, повязанную на зеркало заднего вида.
Из белорусской медиасферы ролики перекочевали в российскую, получив освещение в том числе на федеральных каналах. Очевидно, на это и делался расчет, учитывая посткрымский патриотический консенсус в России и болезненное восприятие российским обществом таких проявлений русофобии в постсоветских странах.
Нельзя исключать, что ролики были постановкой, изначально рассчитанной на медийный эффект. Впрочем, подобного рода эпизоды происходят не впервые.
В последнее время стычки между гражданами «национальной» и «пророссийской» ориентации периодически попадают в ленты соцсетей, а на водителей с георгиевскими лентами или российскими флажками в кабинах авто некоторыми оппозиционными «активистами» и вовсе развязана настоящая охота.
Все эти эпизоды никак нельзя назвать массовым явлением — это сугубо виртуальная война между немногочисленными группами политизированных активистов. Однако свой негативный вклад в информационный фон белорусско-российских отношений она, безусловно, вносит.
На белорусско-российской теме не могли не попиариться и оппозиционные партии, особенно учитывая, что в Беларуси стартует горячий политический сезон в преддверии президентских и парламентских выборов, намеченных на 2020 год.
Напомнила о себе старейшая, хотя и несколько подзабытая оппозиционная партия «Белорусский народный фронт» (БНФ), озвучившая инициативу об отключении в Беларуси вещания российских телеканалов. Этим демаршем для своей целевой аудитории партия БНФ не сказала ничего нового — отключение российских медиа или установление полноценного пограничного контроля с Россией традиционно значатся среди основных пунктов ее программы. Однако на фоне общей нервозности российско-белорусских отношений это заявление заслуженных ветеранов белорусской оппозиции снова аукнулось в России.
Выход Беларуси из Союзного государства
Еще одной инициативой, с которой собирается выступить белорусская оппозиция, станет сбор подписей за выход Беларуси из Союзного государства.
Как ожидается, акция будет приурочена к празднованию Дня воли 25 марта — главному мероприятию года для белорусской оппозиции. В прошлом году оппозиция отмечала этот день с большим размахом и медийным резонансом в связи со 100-летним юбилеем провозглашения так называемой Белорусской народной республики. В этот, неюбилейный, год оппозиционные активисты намерены развить успех, и борьба с Союзным государством — чем не повод?
Вся эта информационная шумиха вряд ли как-то принципиально повлияет на принятие решений в рамках Союзного государства. Однако она демонстрирует общую слабость его информационного позиционирования.
По большому счету, в информационном плане Союзное государство представлено очень слабо, и вспоминают о нем обычно лишь тогда, когда между Минском и Москвой возникают очередные экономические противоречия. Кулуарный и непубличный стиль принятия решений, сведение интеграционной повестки к сугубо экономическому взаимодействию без какого-либо гуманитарного и идеологического наполнения оставляют информационное поле за противниками белорусско-российской интеграции.
Во многом это является следствием того, что Минск и Москва пока так и не могут договориться о самом формате интеграции, по возможности избегая вынесения противоречий в публичную сферу. Однако противникам Союзного государства, имеющим как целостную систему аргументации, так и необходимый информационный ресурс для ее озвучивания, это дает существенную политическую фору.