Федор Лукьянов: Прибалтика не добьется признания ЛНР и ДНР террористами
Вера Александрова
Признание ДНР и ЛНР террористическими организациями становится для балтийских республик идеей фикс. Сначала о ее осуществлении обещал позаботиться министр иностранных дел председательствующей в ЕС Латвии Эдгар Ринкевич. На прошлой неделе о готовности продвигать эту идею в брюссельских коридорах заявил глава литовской дипломатии Линас Линкявичюс. О том, почему Прибалтике важно признать ДНР и ЛНР террористами, и удастся ли это сделать, портал RuBaltic.Ru поговорил с российским экспертом-международником, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором ЛУКЬЯНОВЫМ:
- Фёдор Александрович, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что будет на международной политической арене добиваться признания ДНР и ЛНР террористическими организациями. Ранее об этом же говорил его латвийский коллега — Эдгар Ринкевич. На Ваш взгляд, в чем суть этой идеи? Почему Прибалтика так ратует за нее?
- На мой взгляд, совершенно не важно, почему они ратуют за нее. Главное, что эта идея перспективы не имеет, потому что, как бы не относились в США и Евросоюзе к новым образованиям на Востоке Украины, все трезвомыслящие люди, серьёзные политики понимают, что каким-то образом, рано или поздно, придется искать политическое решение.
Объявляя ДНР и ЛНР террористическими организациями, если бы это случилось, Евросоюз отсекает саму возможность участия в переговорах. Понятное дело, что с террористами договариваться нельзя.
Так что инициатива поддержана не будет, потому что есть необходимость участвовать в переговорном процессе дальше. Одним словом, идеи эти носят пропагандистский характер, и, я думаю, на общеевропейском уровне поддержаны не будут.
- В таком случае, на кого рассчитана данная пропаганда? Для внутреннего использования?
- Нет, это делается для фиксации очень жесткой политики. Внутри Евросоюза Литва заняла определенную нишу и всячески ее культивирует, напоминает о том, что внутри организации есть очень резко настроенная часть стран. То есть это — политическая игра.
- Кому она выгодна?
- Я не знаю, как это оценивать. Какие дивиденды можно состричь с такой позиции? Сложно сказать… Прежде всего, президент Литвы заняла нишу самого громкого и самого радикального критика.
Собственно, Литва по этой части превосходит всех, включая даже другие балтийские страны. Каждая страна в Евросоюзе, особенно маленькая, ищет свою идентичность, Литва ищет таким вот способом.
- Может ли Латвия воспользоваться своим статусом председателя в ЕС и протолкнуть свои идеи, в том числе о «террористических организациях»?
Нет, Латвия не сможет протолкнуть никакие свои идеи, потому что в Европе идеи формируют государства, к коим не относятся страны Балтии. Но каким-то образом содействовать тому, чтобы повестка дня ЕС формировалась в более выгодном для балтийских и восточноевропейских стран направлении, Латвия может попробовать.
В принципе, председательство в ЕС с 2009 года, когда был принят Лиссабонский договор, — чистая условность. То есть никакими реальными полномочиями страна-председатель не обладает.