«Высшее образование Эстонии вышло из сферы рынка, став публичным благом»
Александр Носович
В Эстонии реализуется масштабная реформа системы образования, которая в частности предполагает переход на всеобщее бесплатное высшее образование и создание в каждом районном центре страны государственных гимназий с элитным уровнем образования. Подробнее о проектах реформирования высшего образования в Эстонии в интервью порталу RuBALTIC.Ru рассказала доктор социальных наук, профессор университета Тарту и известный политический деятель Марью ЛАУРИСТИН:
- Г-жа Лауристин, насколько высшее образование в Эстонии соответствует потребностям рынка труда?
- В этой сфере у нас происходит большая реформа. Все высшее образование в Эстонии сейчас делается бесплатным, и количество учебных мест в университетах сейчас увеличилось в несколько раз. Например, у нас в университете Тарту потоки студентов очень большие в связи с увеличением открытых учебных мест.
Что касается соответствия рынку труда, то у нас молодежь сама выбирает специальности, и довольно большая проблема в том, что молодежь не очень интересуется техническими специальностями, больше интересуется специальностями, связанными с экономикой, социальными науками.
Я думаю, что это более общая проблема. И проблемы начинаются уже на стадии гимназии или начальной школы в связи с недостаточной подготовкой по математике, физике и другим предметам естественного знания. У нас сейчас есть специальные разработки по изменению методики преподавания естественных наук и математики, больше использовать современные средства визуализации, чтобы повысить интерес ребенка к этим отраслям знания.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о реформе высшего образования в Эстонии: кто ее инициировал, в чем суть реформы, какие цели ставятся?
- Самая большая часть реформы – это реформа высшего образования, переход его на безвозмездную основу.
Высшее образование в Эстонии вышло из сферы рынка и стало публичным благом.
Мы надеемся, что это даст свои результаты, хотя у нас, конечно, есть и споры, и сомнения, потому что это дело новое и трудно сейчас сказать, какие будут результаты. Но это было наше общее решение, общее желание всего населения.
Что касается гимназического и начального образования, то тут тоже реформа идет. Она несколько затянулась, потому что есть демографический зажим. Уменьшается количество детей школьного возраста (как эстонских, так и русскоязычных), поэтому сокращается количество учеников. В некоторых сельских школах вовсе нет новых учеников – школы закрываются.
Что касается гимназического образования, то реформа в теории направлена на то, чтобы уменьшить различия в качестве образования в так называемых элитных школах в Таллине и Тарту и в школах, которые находятся в более отдаленных поселениях или на окраинах крупных городов. Тут еще много всего предстоит сделать, и задачи стоят сложные, потому что начинать нужно, во-первых, с качества учителей, во-вторых, с качества учеников – я имею в виду учеников элитных гимназий и необходимость демократизации образования.
Пока все гимназии в Эстонии были муниципальными, но с этого года открываются государственные гимназии.
Сейчас нами ставится задача, что в каждом уездном городе должна быть хотя бы одна качественная государственная гимназия, где действительно будет обучение на элитном уровне.
Одна такая гимназия уже создана, планируются и другие, в том числе в Нарве и в Кохтла-Ярве, где много русского населения – там будут учиться и эстонские, и русские ребята – там они смогут получить действительно качественное образование.
- Основывается ли реформа высшего образования в Эстонии на каком-то международном опыте?
- Эта реформа основывается на опыте северных стран, первый пример – это Финляндия.
Так как у нас и общества, и рынки очень взаимосвязаны (многие эстонцы работают в Финляндии, у многих дети учатся в Финляндии) то конкуренция между эстонским высшим образованием и высшим образованием северных стран обязывает нас прилагать усилия, чтобы эстонская молодежь по крайней мере начинала свое высшее образование в Эстонии.
- Нет ли в эстонском обществе или в политико-экспертных кругах Эстонии опасений, что переход на полностью бесплатное высшее образование обесценит значимость высшего образования и понизит его качество?
- Наоборот. Здесь речь идет о том, чтобы дети из всех семей, даже из малообеспеченных, имели бы возможность получить высшее образование. Потому что у нас все-таки высшее образование повышает шансы себя экономически реализовать, а когда много мест было платных, то ребята из глубинки, из сельской местности не имели фактической возможности получить высшее образование.
Поэтому идея бесплатного высшего образования поддерживается всем эстонским обществом.
- Соответствует ли на сегодняшний день эстонская система образования курсу на построение инновационной экономики, экономики знаний?
- Конечно, мы к этому стремимся. И здесь важно развивать сотрудничество между предприятиями и высшими учебными заведениями. Скажем, у нас сейчас по каждой учебной программе в университете есть Совет программы, и на этот Совет обязательно приглашаются работодатели, чтобы сблизить те требования, которые мы предъявляем студентам, с теми требованиями, которые предъявляет работодатель.
- Зависит ли выбор учебной специальности в вузе от языка преподавания (эстонский/английский)?
- Нет, у нас очень мало специальностей, где все преподавание на английском. Даже слишком мало, я бы сказала. Есть приглашенные профессора, которые читают свои лекции на английском, это есть на всех специальностях.
- Базовый язык преподавания – эстонский?
- Эстонский, да.
И на нашей специальности, например, ребята из русскоязычных школ прекрасно успевали.А выпускники русскоязычных школ, которые не могут сразу приступить к образованию на эстонском языке, сдают тесты на знание эстонского языка, и если видно, что им нужно добавочное обучение эстонскому языку, чтобы они были наравне с эстонскими студентами, то им бесплатно дается год языковых курсов.