Шведский эксперт: в Восточной Европе завершился переходный этап
Александр Носович
Международная конференция «Балтийская цивилизация: исторические традиции, современные тенденции и перспективы развития», состоявшаяся в БФУ им. И. Канта (Калининград) 6 июня, представляла собой встречу исследователей Балтийского региона разных стран. Одной из основных ее целей был обмен опытом исследований и рассказ об исследовательских проектах ведущих научно-аналитических центров региона, специализирующихся на обществоведческой тематике. О деятельности шведского Центра Балтийских и Восточно-Европейских исследований Высшей школы Сёдертёрн рассказала директор этой организации, доктор философии Хелен КАРЛБЕК:
- Я хотела бы дать вам общее представление о том, чем занимаются исследователи Центра Балтийских и Восточно-Европейских исследований Высшей школы Сёдертёрн. Наша деятельность проводится в основном молодыми учеными, которые приезжают к нам из балтийских стран. С конца 90-х годов к нам приезжают аспиранты из Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, России, Украины, Белоруссии, Германии и Финляндии.
Балтийские исследования и исследования Восточной Европы традиционно являются сильной стороной университета Сёдертёрн. Также нашу деятельность поддерживает специальный фонд – фонд по изучению стран Балтийского моря и Восточной Европы.
Наш центр был основан, потому что мы осознавали, что существует определенный разрыв в знаниях между Западом и Востоком, существует незнание друг о друге, незнание о том, что происходит в Восточной Европе и что там происходило в период холодной войны.
Когда мы начинали свою деятельность в середине 90-х годов, мы пользовались термином «переходные исследования» по отношению к исследованиям того, что происходило в Восточной Европе и странах Балтийского моря. Сегодня мы относимся к этому слову с опаской, потому что слово «переход» обозначает тенденцию, которая начинается и заканчивается.
Я думаю, что за прошедшие десятилетия страны региона успели закончить «переход» и прийти к какому-то новому состоянию.
Следует отметить разносторонность нашей исследовательской деятельности. Она включает в себя работу в самых разных направлениях, например, в области археологии, что естественно для региона стран Балтийского моря. Одно из наших исследований называлось «Мир моря – мир земли»: мы сравнивали, что можно получить в ходе археологических исследований в различных областях стран Балтийского региона.
Другая наша тема относится к области современной истории (под «современной историей» я имею ввиду период, который начинается со Второй мировой войны) – это германско-датские исследования и исследования развития германской идеологии.
Наши исследования простираются достаточно широко: когда мы, например, получаем результаты исследования демократии и нации в республике Молдова, то мы, разумеется, выходим за пределы Балтийского региона.
Однако это также является нашей компетенцией – изучение наций, появившихся после холодной войны в конце XX - начале XXI века. Восточная Европа имеет тесное отношение к странам Балтийского моря, и их развитие тесно соотносится между собой.
Еще одна область, которая является важной для нас - это сегодняшние реалии социальных движений, социальных перемещений, социального напряжения по всей Европе. И темами исследования в этой сфере могут быть появление анклавов богатства и бедности на территории Европы. Здесь мы изучаем уже городскую среду, среду развитого постиндустриального общества с целью определить закономерности социально-экономических процессов в европейских обществах. Когда мы подходим к вопросам «изменяющейся Европы», речь заходит об идентичности или об изменении идентичности.
Так, одно из исследований у нас называлось «Восток – это Запад, но Запад лучше: становится ли германская идентичность основой для объединения общества».
Отдельно я бы хотела отметить религиозные исследования. Это достаточно широкая и стремительно развивающаяся сфера во многих отраслях знания: в социологии, политологии. И это достаточно новая сфера, потому что мое поколение не занималось в свое время такими исследованиями. Мы занимаемся исламским движением и его воздействием на формирование общей религиозной обстановки в Европе.