Образ России: первый день летней школы Studia Baltica в Калининграде
Александр Носович
В Калининграде в БФУ им. И. Канта открылась третья летняя школа Studia Baltica, посвященная на этот раз методам работы в медиа-пространстве стран Балтийского региона. В ней участвуют молодые журналисты и политологи из России, Литвы, Латвии и Эстонии. В первый день летней школы состоялась лекция и беседа, посвященная образу России и влиянию этого образа на отношения со странами Балтии.
Летняя школа открылась лекцией директора политологического центра «Север-Юг», заместителя декана исторического факультета МГУ им. М.В Ломоносова Алексея Власова на тему «Роль СМИ в выстраивании образа страны и межгосударственных отношений». Для начала участникам школы было предложено назвать три образа, с которыми у них ассоциируется Россия. К удивлению модератора такие традиционные и ожидаемые образы как медведи, водка и балалайка в итоговый список не попали, и даже российский президент Путин паче чаяния был упомянут всего два раза.
Прежде всего, Россия характеризуется в категориях масштаба.
Пространство, огромная территория, тектоническая плита – такие образы России в первую очередь выдавали участники летней школы из балтийских государств.
Другая общая и значимая оценка России – неконтролируемость и противоречивость.
Россия для стран Балтии слишком огромна, а потому может казаться опасной: может случайно и не желая того задеть Литву, Латвию и Эстонию при любом повороте.
Средства массовой информации являются важнейшим, хотя и не единственным средством формирования образа страны. Их влияние можно оценить, например, при изучении рейтинга стран – недоброжелателей России по итогам социологических опросов. Первое место в этом списке традиционно занимают США, на втором месте в последние годы находилась Грузия, а третье место зависит от того, в отношении какой страны чаще всего в тот или иной момент в СМИ появляется больше негативной информации. В год 2007 году переноса «Бронзового солдата» в Таллине такой страной была Эстония, а в 2009, напротив, союзническая с Россией Беларусь.
Ситуация с нагнетанием антироссийских настроений с помощью СМИ имеет место в новых независимых государствах, в том числе, в странах Балтии.
Особенностью настоящего момента является приход в общественную жизнь нового поколения, не заставшего Советского Союза, не имеющего воспоминаний об общем прошлом в единой стране и формировавшегося в совершенно другой социальной, информационной и культурной среде.
Именно с приходом во взрослую жизнь этого молодого поколения связана тенденция роста националистических настроений на постсоветском пространстве, включая и три балтийские республики.
Масс-медиа во многом формируют и поддерживают эти националистические настроения. В первую очередь это касается СМИ, работающих на национальных языках. В свои очередь русскоязычные СМИ бывшего СССР являются важным фактором формирования позитивного образа России.
Более того, русскоязычная информационная среда (в частности Интернет-среда) в ближнем зарубежье вообще более лояльна к российской власти и российской политике, чем Интернет-среда в самой России.
Это обстоятельство отметили и несколько участников летней школы из Латвии и Литвы.
Речь зашла также о культурном факторе в выстраивании образа страны – столь популярной в странах Балтии концепции «мягкой силы». Участники беседы сошлись в том, что культурное влияние России противоречиво: на одном полюсе находятся, например, театральные фестивали из России, на другом – русскоязычный шоу-бизнес и низкопробный юмор российских телеканалов. Поэтому в зависимости от конкретных «мастеров культуры» их влияние на выстраивание образа России может носить как позитивный, так и негативный характер.
Другой важный фактор, положительно сказывающийся на образе России – популярность в странах Балтии российского образования.
Как отметили во время дискуссии участники школы, в балтийских республиках становится все более востребованным знание русского языка, без чего крайне сложно сделать карьеру в коммерческом секторе. Как результат – принципиально новая тенденция по сравнению с 90-ми годами: если все время независимости образование на русском языке последовательно сворачивалось, то теперь образуются платные коммерческие курсы русского языка, на которые не иссякают поток желающих, в том числе представителей титульных наций Литвы, Латвии и Эстонии.
В свою очередь образование в вузах Российской Федерации – это, безусловно, эффективный метод создания положительного образа России за счет выстраивания горизонтальных, сетевых связей между гражданами различных государств.
Эти связи уже в среднесрочной перспективе приводят к качественному снижению напряженности в межгосударственных отношениях – гражданская сетевая коммуникация в итоге оказывается гораздо эффективнее громоздкой и дорогостоящей вертикальной политической коммуникации.