Конгресс неграждан: «Мы не оставим школы один на один с государством»
Ольга Ларина
Правительство Латвии приняло решение отсрочить проведение скандальной реформы по переводу русских школ на латышский язык обучения. В принятом плане правительства Страуюмы сроки подготовки данных мер сдвинулись с мая на октябрь 2014 г. Означает ли это, что реформу решено «спустить на тормозах», или это лишь намеренное тактическое отступление? Об этом портал RuBaltic.Ru поговорил с правозащитником, председателем правления Конгресса неграждан Елизаветой КРИВЦОВОЙ:
- Г-жа Кривцова, Вы активно боретесь за права нацменьшинств в Латвии. Каково их положение на сегодняшний день? И как обстоят дела с «реформой-2018»?
- Пока что борьба за права нацменьшинств идёт с переменным успехом. Только преодолеваются одни препятствия, как тут же возникают другие. Правительство создаёт всё новые ограничения. Что касается реформы, то здесь наблюдается та же тенденция: шаг вперёд, два назад. Недавно усилия Национального объединения увенчались некоторым успехом, когда в коалиционный договор правительства был внесён план перехода русских школ на латышский язык обучения.
Затем эту тему отсрочили, в том числе благодаря и нашим протестам.
Но, тем не менее, мы находимся в неком подвешенном состоянии, поскольку план реформы всё ещё остаётся в силе.
- Сейм затормозил дело о переводе школ нацменьшинств на латышский язык обучения, переложив его на плечи правительства, которое будет сформировано после парламентских выборов. Чем, на Ваш взгляд, обусловлено решение Сейма? И может ли это решение быть всего лишь некой «тактической паузой»?
- Я думаю, что правозащитная деятельность, так или иначе, накладывает ограничения на действия правительства. Заявление о том, что будут менять Закон об образовании, вызвало бы негативную реакцию международных организаций и означало бы повторение 2004 года. Для ООН и Совета Европы это стало бы очевидным сигналом о нарушении в Латвии прав нацменьшинств. Поэтому здесь правительством используется скрытый приём:
якобы не меняют закон, но продолжают действовать, оказывая давление на русские школы.
Предлагается поменять стандарт образования, но так, чтобы общество само выбрало модель обучения на латышском языке. И это уже происходит. Со всех концов Латвии к нам приходят письма о том, что в школах осуществляются различные проверки.
- Как Конгресс будет использовать полученную «фору по времени»? Какие мероприятия по борьбе с латышизацией русских школ намечаются в ближайшем будущем?
- В первую очередь, будет производиться мониторинг того, что и где происходит, чтобы русские школы не оставались один на один с государственными инспекциями и имели своевременную правозащитную поддержку с нашей стороны. Во-вторых, будет осуществляться вовлечение родителей в вопрос об образовании. Чтобы не только один директор школы боролся за право обучения на русском языке, но и голос родителей учитывался в этом споре. Родители всегда желают добра своим детям, поэтому никакая политическая идеология не способна их переубедить, если у ребёнка возникают сложности.
Уже есть отдельные инициативы по усилению прав родителей, и мы будем всячески оказывать им поддержку. К примеру, 12 апреля в Риге пройдёт форум родителей нацменьшинств, где прозвучат предложения по сохранению образования на русском языке, хотя бы в той пропорции, которая есть на сегодняшний день. И это только начало нашей борьбы.
- Вместо работы с экономикой страны премьер-министр Страуюма была слишком сильно озабочена «реформой-2018», получив в итоге низкую оценку работы правительства. Как Вы считаете, такая расстановка приоритетов – это проявление националистической идеологии? Или же способ отвлечь латвийское общество от насущных проблем?
- В данном случае это идея Национального объединения, которая нужна для стабильности коалиции. Там постоянно применяют подобные политические спекуляции для того, чтобы сделать лучше латышам за счёт русских.
Конечно, здесь мы видим и слабость премьер-министра, которая не смогла предотвратить включение откровенно националистических задач в план правительства.
Таким образом, безусловно, Страуюма заслужила критику в свой адрес, так как не смогла распознать опасность такой инициативы, зная о последующей её деструктивности. Вместо того, чтобы уделять внимание экономическим вопросам и проблеме катастрофической иммиграции латвийцев, Страуюма посвящала всё своё время реформе русских школ, пренебрегая более важными проблемами.
Политики отлично понимают, к каким последствиям всё это приведёт. Но, тем не менее, они активно продвигают свои националистические идеи, которые соответствуют их убеждениям. С другой стороны, нельзя исключать и предвыборные цели. В связи с этим крайний национализм становится для них приемлемым, несмотря на то, что он может обернуться расколом латвийского общества.
Страюма – это очевидный вариант технического премьера, когда никто не хочет брать власть за полгода до выборов, когда политическая элита не готова к кардинальным переменам. Но для того, чтобы стать национальным, полноценным премьером, у Страуюмы нет ни поставленных кем-то со стороны, ни личностных задач, поэтому нет и особых шансов. Я думаю, что не надо ждать от неё слишком многого.
- Получается, что независимо от ухода или прихода Страуюмы в правительство, продвижение «реформы-2018» останется в силе?
- Министр образования и науки Латвии Ина Друвиете с радостью восприняла идею реформы и стала её активно продвигать. Пока что реформа приостановлена, но сама идея о том, что когда-то нужно покончить с русскими школами, остаётся и при любой возможности снова будет ставиться на повестку дня.
- Известно, что в настоящее время Вы являетесь кандидатом на выборы в Европарламент от партии «Согласие». Каким образом Ваше кандидатство соотносится с интересами Конгресса неграждан?
- Поскольку в Конгрессе я занимаюсь и международной деятельностью, защищая интересы неграждан, то статус евродепутата даст мне более широкие возможности для лоббирования этих целей. А что касается отношений Конгресса и политический партий, то всё остаётся неизменным – это равноудалённость и равноприближенность. То есть Конгресс неграждан будет сотрудничать с партиями, которые помогают защищать его интересы, но не будет служить интересом для них. До сих пор нам это хорошо удаётся.
От нашего правления три человека являются кандидатами в депутаты от различных партий, и я думаю, что этот принцип равноприближенности мы сможем сохранить и в будущем.
Если появятся другие партии, которые также будут готовы уделять внимание проблемам неграждан, то мы будем только рады сотрудничеству.
- Есть ли возможность изменить ситуацию с нацменьшинствами, в случае победы партии «Согласие» на выборах в Европарламент? Какие полномочия появятся у партии и её членов для решения спорных национальных вопросов, подобных «реформе-2018»?
- Если мы говорим о реформе образования, то в Европе принята программа, согласно которой учащиеся должны знать три языка – родной и два иностранных. Соответственно, это означает, что перевод русских школ полностью на латышский язык, противоречит европейской программе. Получив статус депутата Европарламента, появится возможность продвигать эту идею. Нужно, чтобы деньги, которые ЕС выделяет на образование, шли и на реализацию этой программы в Латвии.
К тому же нам необходимо решить проблему гражданства путём налаживания контактов с правительственными учреждениями западных стран. Чтобы они со своей стороны тоже поднимали этот вопрос, оказывая таким образом давление на правительство Латвии. И второе – это усиление европейского гражданства. Если есть возможность расширить европейское гражданство на неграждан, то они смогут голосовать на муниципальных и европейских выборах. Это не решило бы проблему полностью, но хотя бы улучшило их нынешнее положение.