Эксперт: ВВП Латвии растет, а образование и наука не финансируются
Ольга Ларина
Сфера образования не входит в число приоритетных направлений социальной политики Латвии. В 2009 году из-за экономического кризиса педагогам одним из первых урезали зарплату (на 40%). Сегодня молодые педагоги не идут работать в школы, а учителей-ветеранов становится всё меньше. В чем причины подобного положения дел? Какие еще сложности переживает образование и наука в Латвии? Об этом поталу RuBaltic.Ru рассказала председатель Латвийского профсоюза работников образования и науки (ЛПРОН) Ингрида МИКИШКО:
- Г-жа Микишко, не могли бы Вы для начала немного рассказать о задачах вашей организации? Насколько вас поддерживает государство?
- Латвийский профсоюз работников образования и науки - самый большой профсоюз в Латвии, который в своих рядах объединяет педагогов и технической персонал, начиная с учреждений дошкольного образования и заканчивая академическим и техническим персоналом в вузах, а также научными работниками в Академии наук. Мы сотрудничаем с государственными и негосударственными организациями в Латвии и за границей. Мы активно участвуем в обсуждении вопросов, касающихся образования, как в парламентских комиссиях, так и в Кабинете министров, участвуем в рабочих группах при министерстве образования и науки и в других ведомствах. Проводим консультации с Союзом самоуправлений. У нас есть договоренности с разными партиями о развитии образования в Латвии.
- Какие проблемы в латвийской сфере образования Вы усматриваете на сегодняшний день?
- Проблем много. Одна из главных - недостаточное государственное финансирование образования и науки, в том числе – низкая оплата труда. Модель финансирования, введенная во время экономического кризиса, себя исчерпала и дает негативный результат.
К сожалению, с повышением ВВП вложения в образование и науку не увеличились, а сократились.
- Какие факторы повлияли на снижение бюджетного финансирования сферы образования?
- Во время экономического кризиса государству пришлось занять деньги, чтобы сбалансировать доходы с расходами, уменьшить затраты. Это серьёзно отразилось на положении в сфере образования и науки.
В связи с ростом безработицы многие жители вынуждены были искать работу за границей и семьями уезжали в другие страны, что вызвало резкое сокращение числа учеников, которое привело к закрытию многих школ.
- По словам главы Минобрнауки Ины Друвиете, в этом году на зарплаты учителям не хватает 2,5 миллионов евро из-за ошибок, которые министерство допустило в расчетах 2012 года. Известна ли Вам природа этих ошибок?
- Да, как раз в 2012 году в министерстве началась разработка модели финансирования учителей, которые проходили через оценку профессиональной деятельности. Одновременно происходили кадровые перестановки и сокращения, в результате чего поменялось много специалистов. Тогда в расчётах была допущена математическая ошибка в размере 6 миллионов латов, которую сейчас не так легко исправить. Хвост этой ошибки тянется до сих пор.
-Расскажите о принципе финансирования школ «деньги следуют за учеником». Оказалось, что недостатков у этой модели больше, чем плюсов. Возможно ли её улучшение в условиях нынешней демографической ситуации в Латвии?
- Модель себя оправдывала во время экономического кризиса. Как я уже отметила, при сокращении числа учеников она негативно отражается на зарплате учителей. Принцип простой - конкретная сумма денег следует за учеником. Эта определённая сумма должна использоваться только на оплату труда учителей. В итоге зарплата педагогов маленьких школ сокращается. Получается, что финансовые проблемы учителей связаны с сокращением числа учеников и низкой рождаемостью детей в Латвии.
Теперь, после бурного выступления членов профсоюза, созданы рабочие группы для разработки новой модели финансирования педагогов. Но ситуация довольно сложная ещё и потому, что в больших городах прежняя модель финансирования себя оправдывает.
- ЛПРОН выступает за новую систему оплаты труда учителям, в рамках которой зарплата зависит от качества преподавания. Получается, что в связи с нехваткой бюджета об этой системе можно забыть?
- Вовсе нет. В 2012 году по требованию профсоюза зарплата учителей была поднята на 10%, в этом году с 1 сентября - еще на 5%. Медленно, но зарплата увеличивается. Дальнейшие перемены запланированы на 2015/2016 учебный год. Но профсоюз хочет не только обещаний, но и подтверждения конкретными цифрами в бюджете 2015 года, который сейчас находится в стадии разработки. Нужен график повышения зарплаты на следующие годы.
-А как вообще определить качество работы учителя? Какие критерии, показатели для этого выбираются? Насколько они реально отражают качество работы педагога, на Ваш взгляд?
-Качество работы педагога отражают результаты, достигнутые учениками.
Результаты Международной программы оценки образовательных достижений учеников (PISA 2012) свидетельствуют о том, что Латвия не потеряла за годы кризиса качество образования. Для повышения профессионального уровня работы педагогов используется финансирование Европейского Союза.
- Есть ли сейчас в Латвии перспективы для развития сферы образования? Возможно ли реанимировать престиж профессии педагога в Латвии при такой низкой заработной плате относительно других стран Европы?
- Профсоюз аргументировано борется за права и лучшую рабочую среду для педагогов, в том числе и за повышение зарплаты. Ежегодно мы проводим конференции, на которых акцентируем проблемы, существующие в системе образования. Так, в 2012 году прошла конференция, посвященная стрессу в работе учителя и предотвращению насилия в школе. В 2013 году мы организовали две конференции и презентовали два исследования. Организовали конкурс «Учебное заведение, дружественное для педагога». Создали открытый альянс «Едины для качественного образования», в котором участвует профсоюз, родительские организации, вузы, министерство и ему подчиненные организации, отдел ЮНЕСКО в Латвии. При профсоюзе создается Совет молодых педагогов. Думаю, общими усилиями и при помощи финансовой мотивации нам удастся вернуть престижность работы педагога.