Культура Культура

В нокаут: Виталий Кличко против Великой Отечественной Войны

Известный боксер и потенциальный единый кандидат в президенты Украины от оппозиции Виталий Кличко предлагает отказаться от термина «Великая Отечественная Война» и приравнять бойцов УПА* к ветеранам Красной армии. Подобная риторика в прибалтийском духе превращает Кличко из человека, объединявшего страну, в президента Львова и окрестностей.

Все 20 с лишним лет своей независимости Украина ищет то, что ее объединяет. Это крайне разнородная страна с ярко выраженной спецификой различных регионов, и поиск того, что объединяло бы Запорожье с Закарпатьем, Харьков с Хмельницким, Львов с Одессой, а Крым с Волынью – задача нетривиальная.

К числу исторических событий, объединяющих абсолютное большинство украинцев в единый народ, относится Великая Отечественная война. Это факт, доказанный социологами. По данным опроса, проведенного компанией Research and Branding group в рамках проекта «Евразийский барометр» в 2010 году, 74% украинцев едины в оценке военных событий.

Это был самый высокий показатель консолидации общества в данном вопросе среди всех, затронутых исследованием стран.

Этот показатель был ниже даже в России – 73%. И это при том, что в РФ все это время воспроизводился культ Великой Отечественной Войны: Великая победа была и остается для России краеугольным камнем исторической политики, событием, память о котором превращает население в народ.

Украинцам же администрация экс-президента Ющенко несколько лет пыталась представить войну как столкновение сталинского и гитлеровского тоталитаризма на территории Украины, в котором наиболее сознательные украинцы (бандеровцы) боролись и с теми, и с другими за независимость своей страны. Эта политика блестяще провалилась, закончившись пятью процентами Ющенко при попытке переизбраться на второй срок.

Оказалось, что украинский народ на три четверти един своей памятью о событиях 1941-1945 года как о Великой Отечественной войне: празднованием 9 мая, преклонением перед ветеранами и официальной трактовкой тех событий как «освободительной борьбы народов Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков».

И если кандидат в президенты страны Виталий Кличко заявляет, что от термина «Великая Отечественная война» следует отказаться, то он тем самым совершает политическое самоубийство, отказываясь от статуса лидера, способного объединить Украину. А великий боксер, судя по СМИ, именно так и заявил.

«

Почему в Германии и во всем мире есть название Вторая мировая война, и только у нас Великая Отечественная? Я считаю, что это неправильно. Того отечества уже нет, и говорить «Великая Отечественная война» — некорректно, вас не поймут нигде в мире», — заявил Виталий Кличко на встрече с молодежью Бердичева по случаю 70-й годовщины освобождения города от гитлеровцев.

Разговор политика и спортсмена с молодежью вообще оказался богат на цитаты. По мнению Кличко, в Украине до сих пор действуют советские пропагандистские мифы (в частности, о «Великой Отечественной войне») и не восстановлена историческая правда. В частности, необходимо признать УПА (Украинскую повстанческую армию под руководством Степана Бандеры). «Если мы отбросим политическую составляющую и посмотрим на этого солдата УПА, который ушел в лес, то мы увидим рядового, который выполняет приказы. Конечно, командиры УПА были предателями и преступниками, но рядовой солдат заслуживает уважения. Как УПА, так и советской армии, и немецкой», — глубокомысленно изрек Кличко.

На эти заявления можно возразить и по сути. Рядовой УПА, в отличие от советского и немецкого рядового, не призывался в Вооруженные силы, а уходил в лес вполне добровольно. Если бы УПА не занималась мародерством, изнасилованиями и убийствами евреев во Львове и поляков на Волыни, шли бы эти рядовые под знамена Шухевича и Бандеры?

Но более важен тот факт, что такими заявлениями Виталий Кличко отрекается от коллективной исторической памяти своего общества и из лидера всей Украины превращается в президента Галичины.

Потому что для абсолютного большинства украинцев (как и русских, белорусов и т.д.) нет вопроса «почему во всем мире Вторая мировая, а у нас Великая Отечественная?». Всем в принципе понятно, что Перл-Харбор, высадка в Нормандии и Роммель против Эйзехауэра – это было далеко и не с нами, а «враги сожгли родную хату», дед, погибший в битве за Днепр и соседка, расстрелянная в Бабьем Яре – это общая историческая память. Великая Отечественная – это наша часть Второй мировой, и если человек этого не понимает, то либо у него иная историческая память, либо он от своей отказывается, сознательно идя по пути исторической лоботомии.

В случае Виталия Кличко, прадед которого был расстрелян во время холокоста, верно, скорее, второе предположение. В таком случае, на кого рассчитаны эти его заявления? Внутри страны, очевидно, на избирателей из Галичины. Потому что те 25% населения, не разделяющих общего представления о войне, в украинском случае не маргинальны, а региональны. Украинская Галичина: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области – это социокультурный регион, имеющий очень мало общего с другими историческими областями Украины. Он дольше всех украинских территорий входил в состав Речи Посполитой, затем пребывал в составе Австрийской империи, в Советский Союз вошел в 1940 году. Именно там была создана УПА во главе с Бандерой, там они сейчас почитаются истинными патриотами и героями Украины. Только в Галичине популярна немыслимая для остальной Украины оккупационная доктрина с отрицанием всего советского и приравниванием коммунизма к нацизму. Причем, к последнему относятся весьма лояльно, что тоже проявление исторической памяти: мало где истребление евреев нацистами поддерживалось местным населением так активно, как во Львове.

По сути, Галичина со своим историческим бэкграундом, теорией оккупации, национализмом, поддержкой чеченских боевиков в 90-е и прочее – это такая четвертая страна Балтии, политики и общество которой во многом будто списаны с Литвы, Латвии и Эстонии. Соответственно, Виталий Кличко, приравнивающий ветеранов УПА к красноармейцам, претендует на лавры украинского Марта Лаара или Витаутаса Ландсбергиса.

Правда, в общеукраинском масштабе подобная биография боксеру-депутату едва ли светит: как уже было сказано, заявления Кличко претят абсолютному большинству украинцев. Эти заявления, помимо прочего, огромная политическая ошибка. Если в странах Балтии правящие политики разговором на болезненные исторические темы пытаются увести внимание общества от плачевных итогов собственного правления, то в Украине оппозиция сама дала режиму Януковича огромную фору, переместив разговор от гигантской коррупции и системных экономических проблем к спорам об истории и идеологии.

А важнее всего, что эти слова произнес не кто-нибудь, а Виталий Кличко. Долгие годы братья Кличко были величайшей украинской гордостью: их непрерывные победы на боксерском ринге как раз и объединяли всю страну. От Ялты до Киева, от Донецка до Львова. До сих пор многие эксперты считали Виталия Кличко политическим лидером, потенциально способным объединить всю страну. Сын советского военнослужащего, родившийся в Киргизии, с родным русским языком, при этом прославивший на весь мир независимую Украину и добросовестно выучивший украинский, потому что «государственный деятель обязан знать государственный язык» - Виталий Кличко рассматривался как политик, способный получить поддержку и Восточной, и Западной Украины, минимизировать раскол украинского общества. Но вместо этого он рискует стать "президентом" Львова и его окрестностей. 

*УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru