Продам мягкую силу: министерства Латвии нашли новый источник дохода
Александр Носович
В настроениях латвийского руководства заметно очередное обострение страха «российской угрозы». Вслед за многочисленными призывами министра обороны Артиса Пабрикса сдерживать российскую «мягкую силу», об этом же
Если взглянуть на заявления латвийского руководства или материалы в проправительственых СМИ, то оказывается, что «мягкую силу» коварной Москвы составляет буквально все, что так или иначе, связано с Россией. Под огонь критики попадают даже туристические программы. В число «преступных», например, отнесен проект Балтийского отделения Российского союза туриндустрии «Четвертая смена», в рамках которого взрослые люди окунаются в атмосферу советского пионерлагеря. Специально для этого арендуется самый настоящий детский лагерь после того, как закончились все детские смены – отсюда и название «Четвертая смена». Организаторам этого мероприятия политизация их проекта непонятна.
«Вообще, по моим впечатлениям, эта история – чудовищная глупость, - заявила в интервью RuBaltic.Ru руководитель Балтийского отделения РСТ Илона АНСОНЕ. – Сейчас в моде тематические вечеринки – давайте еще и Дискотеки 80-х запретим, они ведь тоже пропагандируют советское время. Это история и это память, другой памяти у людей нет.
И все эти детские лагеря сейчас работают, туда очереди стоят – не попасть. Они называться могут по-другому, но по принципам работы это тот же пионерский лагерь. Давайте вообще детские лагеря теперь запретим!»
По мнению руководителя фракции Центра Согласия в Сейме Яниса УРБАНОВИЧА, заявляющие с высоких трибун и со страниц газет об угрозе «мягкой силы» в принципе не слишком хорошо осознают, что же из себя представляет данный феномен.
«Для начала нужно понять, что подразумевается под словами «мягкая сила», - отметил Я.Урбанович в беседе с RuBaltic.Ru. - Мне кажется, если их растолковать, то снимается много вопросов. Говорить о том, что этим все занимаются и что это не очень хорошо – это разговор ни о чем.
У больших и у малых стран есть своя гравитация. Большие партии проглатывают маленькие, большие страны влияют на маленькие и так далее. Это физика. В обществе эти законы тоже действуют.
Можно как угодно к этому относиться. Можете бороться против того, что солнце завтра встанет. Но от вас это все равно никак не зависит.
Если ты понимаешь свой размер и то, какие гравитационные поля влияют на твое движение – из этого всегда можно сделать выгоду. Или, наоборот, можно сокрушаться по любому поводу».
Стенания латвийских министров по поводу «российской угрозы», действительно, бьют в первую очередь по бизнесу, но никак не по имиджу России. И.Ансоне, например, не исключает, что ее компании придется скорректировать свою бизнес-модель, если обвинения и антироссийская риторика будет продолжаться дальше. «Это очередная глупость наших национальных кадров, - говорит руководитель Балтийского отделения БСТ. - Мы негосударственная организация, мы – бизнес-партнерство, которое заинтересовано в экономических связях с Россией.
Мы и в России повсюду продвигаем, пиарим Латвию, Ригу, проводим огромную работу по увеличению туристического потока в эту страну, и если латвийским властям этого не надо и они нас вместо благодарности обвиняют в антигосударственной деятельности, то пожалуйста – мы перенаправим эти туристические потоки в другую страну».
Но для министров Пабрикса и Ринкевича постоянное напоминание о «российской угрозе», по всей видимости, тоже своеобразный бизнес, в котором имя России используется лишь для «выбивания» бюджетных денег. И этот бизнес министрам, очевидно, гораздо интереснее, чем турпотоки и пиар Латвии.
«Г-н Пабрикс, глава военного министерства, влияет на политические круги Латвии, осуществляет давление, не всегда мягкое и не очень дозволенное, - рассказывает Янис Урбанович. - Этот прием широко апробирован другими его коллегами на предмет бюджетного написания на будущий год.
Чем больше страшилок вокруг, тем нужен больше оборонный бюджет. Вот и вся правда. Россия тут в очередной раз ни при чем».