Полная Европа: куда приводят мечты о европейской интеграции
Александр Носович
Подготовка гей-парадов в Вильнюсе и Риге, приуроченная ко времени председательства Литвы и Латвии в ЕС, а также требования провести это мероприятие у стран, претендующих на вступление в ЕС, показывают, что гей-парад превратился в своеобразный обряд инициации для «молодых европейских демократий». Чтобы доказать приверженность власти и общества европейским ценностям, нужно провести гей-парад, и никакая критика этого порядка Брюсселем не допускается.
Вслед за своими литовскими коллегами латвийские политики также озаботились пропагандой гомосексуальных отношений: партия «Едины для Латвии» намерена подать в Сейм в качестве гражданской инициативы законопроект о запрете пропаганды гомосексуализма. Как пояснил член партии Сергей Пизанс, инициатива актуальна в связи с тем, что в 2015 году в Риге собираются провести общеевропейский гей-парад.
Между тем у южных соседей - литовцев - подготовка к гей-параду идет полным ходом, ведь этим ответственным мероприятием, помимо прочего, будет ознаменовано начало председательства Литвы в Европейском союзе.
Торжество толерантности намечено на 27 июля, и пока организаторы парада разбираются в судах с Вильнюсской мэрией по поводу того, где шествие будет проводиться, министр иностранных дел Линкявичюс призывает соотечественников не позориться на всю Европу нетолерантностью.
«Шествие "За равенство" важно не только в свете международных обязательств Литвы по защите прав человека, но и как мероприятие, демонстрирующее зрелость общества», - сообщил Линкявичюс в пресс-релизе.
Ранее литовский Сейм подвергся резкой критике из Брюсселя за попытку принять закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Причем столь сильное давление уже вызывает сопротивление не только среди обычных жителей Литвы, но и среди политиков. Так, уже не раз член Сейма Пятрас Гражулис протестовал против, по его собственному выражению, «демонстрации задниц». По словам депутата, позиция ЕС по этому вопросу его не волнует, так как приоритет должен быть у законодательства Литвы.
Более того, в борьбе с пропагандой гомосексуализма П.Гражулис покусился на святое – на литовский образ врага в лице Владимира Путина и России. На этой неделе парламентарий направил официальное поздравление президенту России и членам российского парламента, выражая поддержку в борьбе против популяризации нетрадиционных отношений.
Оказывается, есть предел и любви к Европе, а в мире для литовца есть вещи и пострашнее Кремля – например, культурная деградация.
Тем не менее, в официальной позиции Литвы данные акции не находят никакого отражения. Для литовской дипломатии по-прежнему провести гей-парад «на уровне, отвечающем европейскому стандарту толерантности» (т.е. хотя бы без мордобоя) – это вопрос репутации страны среди европейской элиты.
Так оно, собственно, и планировалось: еще в прошлом году было известно, что Baltic Pride станет одним из первых мероприятий, которыми откроется председательство Литвы в ЕС. Более того, общеевропейское сборище ЛГБТ активистов в Риге состоится и в 2015 году, когда уже Латвия будет председателем ЕС.
То есть гей-парад превращается в своеобразный обряд инициации для молодых членов Евросоюза: а вы созрели до европейского стандарта толерантности? Если вы настоящие современные европейцы, приходите на наше мероприятие. С семьями приходите. С детьми.
Те же требования, кстати, предъявляются и к претендентам на вступление в Европейский союз. Если бы не «дело Тимошенко», то на первый план в процессе переговоров об ассоциации Украины с ЕС, наверняка, вышло бы нежелание киевской мэрии проводить по Крещатику гей-парад. Можно предположить, что уж в этом вопросе украинская власть пошла бы на уступку: например, у грузинских властей своей Тимошенко пока нет, и, чтобы быть ближе к Европе, они попытались-таки провести шествие по проспекту Руставели.
В спорах о гей-парадах мало кто обращает внимание на разительное несоответствие идеологии мероприятия с его визуальной картинкой. С точки зрения идеологии, инициаторам гей-парадов трудно возразить: да, публичная акция (имеют право), да, можно и нужно бороться за свои права, дискриминации быть не должно, личная жизнь человека неприкосновенна.
Но почему-то в массовом сознании гей-парады ни в какую не ассоциируются с гражданскими акциями: митингами, демонстрациями, пикетами.
Египетские революционеры на площади Тахрир, баррикады на улицах Риги и Вильнюса в 1991 году, митинг жильцов против застройки сквера, одиночный пикет индивидуального предпринимателя против увеличения налогов, гей-парад…Найдите лишнее в этом списке. Подсказка: сравните фотографии с этих мероприятий.
Вопреки философам, считавшим, что чувства нас обманывают, в случае с гей-парадом именно визуальная картинка помогает выявить суть этого уникального явления. Это не гражданский протест и не классический жесткий митинг, на котором от властей требовали бы, допустим, распространить на секс-меньшинства нормы гражданского и наследственного права или не вмешиваться в личную жизнь.
ЛГБТ-активисты сами стремятся обрушить свою личную жизнь лавиной на головы ни в чем не повинных прохожих. Это не борьба за свои права, а эпатаж и презентация себя во всей красе со всеми своими перьями, помадами, шелками и бусами.
Такое поведение вызывает закономерное и неизбежное возмущение большинства: если в прошлом общество вторгалось в интимное пространство, то теперь в ЕС интимные прелести демонстрируются на центральных проспектах и площадях. При этом, как ни парадоксально, такое аномальное поведение всячески приветствуется и поощряется европейскими чиновниками.
Если бы не идейное одобрение и организационная поддержка западных правительств и муниципальных властей, ЛГБТ активисты воспринимались бы как очередная контркультура.
Они были бы в одном ряду с готами или панками: если некрофилия является основой контркультуры гота, то гомосексуальность – основа контркультуры ЛГБТ. О них рассуждали бы психологи и социологи, но никак не политики, политологи и общественные деятели.
Но в Евросоюзе этот вопрос сделали не просто политическим, а вопросом из вопросов; гей-парад теперь – это неотъемлемая часть европейской культуры.
Это выдающийся пример того, как губительно отсутствие чувства меры, ведь правильную в своей основе концепцию толерантности довели в итоге до того, что она стала противоречить западной ментальности с ее четким разделением общего и частного. К такой деформации пришла современная Европа и страны Балтии как ее часть.
Потому что если вы гордитесь своим членством в ЕС, то какие могут возражения против шествия фриков по центру Вильнюса и Риги? Прибалтам в этом вопросе нужно быть до конца честными как с самими собой, так и с окружающими. Страны Балтии во главе с Литвой считают себя учителями и посредниками в деле европейской интеграции стран постсоветского пространства? Тогда им нужно быть честными и прямо объяснять последним, «каким образом» сейчас интегрируются в Европу.