Палецкис: «Обращаюсь в Страсбург, не найдя справедливости в Литве»
Александра Рыбакова
Лидер Социалистического фронта Литвы Альгирдас ПАЛЕЦКИС направил петицию в Европейский суд по правам человека с просьбой рассмотреть, не нарушил ли литовский суд, осудивший его за «отрицание советской агрессии» против Литвы, статьи Европейской конвенции по правам человека, гарантирующей, в частности, право на свободу выражения мнения. Портал RuBaltic.Ru обсудил с политиком причины подобного шага и ожидания от европейского правосудия:
- Господин Палецкис
- В таких ситуациях очень трудно прогнозировать, остается лишь надеется на то, что суд будет объективен и вообще примет мой запрос. Я пока еще не получил официального подтверждения того, что он зафиксирован. Хочется верить, что судьи рассмотрят мое дело в контексте европейской конвенции по правам человека.
В данном случае я – осторожный оптимист.
И если суд будет объективен, то наверняка обратит внимание на нарушение как минимум одной статьи в моем деле.
Если не ошибаюсь, речь идет о 10-й статье УК – свобода слова и самовыражения. Мы с адвокатом нашли немало пунктов, где эта статья была нарушена.
- Если решение будет принято в Вашу пользу, к каким действиям это обяжет Литву?
- Насколько я понимаю ситуацию, Верховный суд Литвы, который вынес мне окончательный приговор в Литве, признав меня виновным по уголовной статье 170 и осудив на 10400 литов, будет обязан пересмотреть это дело. Собраться вновь, объявить приговор мне недействительным, погасить судимость и вернуть штраф, который я заплатил.
- Если решение ЕСПЧ вас не устроит, будет ли возможность его обжаловать или обратиться в другой суд?
- Во-первых, жду реакции из этого суда, а во-вторых, пока что я не рассматривал с адвокатом других возможностей, ведь над ЕСПЧ нет вышестоящих инстанций в данной сфере вопросов. Поэтому стоит подождать результатов моего запроса, что может растянуться на многие годы. Суд загружен. И даже дело бывшего президента Литвы Роландаса Паксаса рассматривалось около 5-6 лет. Так что стоит набраться терпения.
- Была ли уже какая-то реакция со стороны правящих политиков на Ваше обращение в ЕСПЧ?
- Я, во всяком случае, пока еще ничего не видел. Может быть, сезон отпусков. И не все еще успели отреагировать.
- Ваше обращение в ЕСПЧ свидетельствует о том, что литовские суды на сегодняшний день не являются полностью самостоятельными и независимыми от власти?
- Нам всем прекрасно известны проблемы литовской фемиды. В моем случае, уже в самом начале чувствовался некий политический привкус. Вскоре после того, как я дал интервью на радио, член правящей на тот момент партии консерваторов Кястутис Масюлис, подал жалобу в прокуратуру. Правда, лишь после повторного, сначала устного, а затем и письменного обращения этого политика, прокуратура зашевелилась – возбудила досудебное расследование, вызвала меня и передала дело в суд. Первый суд меня оправдал, и это стало шоком для многих правящих политиков.
И уже второй суд – окружной – работал в нагнетаемом информационном поле, думаю, что там не обошлось без политического давления.
Ведь в уголовной статье четко написано, что карается тот, кто «отрицает агрессию против Литвы в 1990-91 гг.» Я же в интервью на радио говорил о непосредственных событиях у телебашни 13 января 1991 г.
Я обращаюсь в Страсбург, не найдя справедливости в Литве. Впрочем, последние опросы показывают, что около 70% населения нашей страны не доверяют литовской фемиде.
- Кто, на Ваш взгляд, имеет возможности повлиять на литовские суды: лично президент, правящие социал-демократы, оппозиционные консерваторы?
- Мне трудно показать пальцем на конкретного политика, тут нужны доказательства. Однако у нас есть одна очень активная партия, которая любит всех учить и указывать, как надо думать, вести себя. И это партия консерваторов. Они обычно прибегают к методам на грани фола, и их патриарх В.Ландсбергис также имеет определенное влияние.
Стоит вспомнить хотя бы книгу президента Адамкуса «Последняя каденция», в которой он признается, что, даже занимая пост главы государства, получал в разной форме указания от упомянутого политика.
- Сказалась ли на вашем конфликте с правящими политиками смена состава правительства осенью 2012 г.? Все-таки сейчас у власти находятся социал-демократы, к которым Вы сами некогда относились…
- Выборы прошли в октябре прошлого года, и несколько месяцев ушло на формирование нового правительства. А уже в январе текущего года суд вынес мне окончательный приговор. Когда сменилась власть, мое дело было практически доведено до конца, поэтому на него смена политической элиты Литвы вряд ли повлияла.
- Как новая власть отнеслась к подготовленному Вами предложению об отмене поправок к статье 170 УК об отрицании оккупации? Какова их судьба на сегодняшний день?
- Да, наша партия представила новому парламенту несколько поправок к статье, по которой я был осужден, а также к нескольким другим. Однако ответной реакции не последовало.
Из этого стоит сделать вывод, что, скорее всего, у новой власти другие приоритеты, в отличие от предыдущей – они занимались регулировкой исторических трактовок.
К тому же, социал-демократы, наверное, не хотят лишних хлопот. Ведь если они поднимут вопрос отмены некоторых упомянутых законов, консерваторы поднимут большой шум, обвинят в антипатриотизме, а такой ситуации социал-демократы обычно избегают.